Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Особенности авангардизма

Термин "эпоха авангардизма" употребляется здесь в широком смысле: имеется в виду, что каждое новое направление, формирующееся в предмодернизме, модернизме, неомодернизме или в постмодернизме, возникает как авангард, эпатирующий публику, а затем с годами, сменяясь новым авангардом, переходит в разряд традиционного, а порою даже классического искусства (так случилось, например, с импрессионизмом и со многими произведениями примитивизма).

Авангардизм утверждает, что хаос, беспорядок - закон современной жизни человеческого общества. Искусство становится хаологией, изучающей законы мирового беспорядка. Авангардистские направления свертывают сознательное и увеличивают бессознательное начало и в творческом и в рецепционном процессе. Для них характерны отталкивание, а порою и отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и условностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых художественных средств и приемов. Эти направления большое внимание уделяют массовому искусству и проблемам формирования сознания личности. Для них характерен новый взгляд на положение и предназначение человека во вселенной. Одни из непременных для всех авангардистских направлений художественных приемов - маскировка (нарочитое усложнение художественного текста) или примитивизация (упрощение языка искусства). Маскировка создает казалось бы ненужные трудности на пути читателя к смыслу художественного текста в форме искажений грамматики, употребление редких слов, тайных образов, иностранных слов, усеченных рассуждений. Например, в XX в. критиковалась модернистская поэзия (Элиот, Паунд) за труднодоступность для восприятия читателем.

Эстетическое наслаждение и понимание находятся в соотношении обратной пропорциональности: чем проще и понятней текст, тем меньшее наслаждение он приносит читателю, зрителю, слушателю. И наоборот. Авангардизм экспериментально испытал это положение, доводя его до абсурдных крайностей (примитивизм живописи слонов и обезьян или заумь "ничевоков", а с другой стороны, ребусно усложненный текст некоторых стихов В. Хлебникова). Однако вне этих крайностей маскировка, усложнение текста могут быть плодотворны. Они не только вызывают повышение эстетического наслаждения, но и ведут к эффекту острансния (термин русской формальной школы, предложенный В. Шкловским, означающий обострение художественной выразительности и социально-рецептивной действенности образа путем придания ему необычных, неожиданных, странных черт).

Еще одна общая особенность всех направлений авангардизма - опора на разные национальные традиции (в том числе на неожиданные и экзотические). Так, например, искусствовед и историк искусства В. Мириманов показал воздействие негритянского искусства на Пабло Пикассо и возникновение кубизма. И, наконец, существеннейшая особенность авангардизма: заострение в образе одной из составляющих его сторон, обычно уравновешенных (так, натурализм заостряет объективное начало и свертывает субъективное, сюрреализм - наоборот).

Эти тенденции в ходе исторической смены художественных направлений авангардизма усиливаются, чему способствует то, что в XX в. актуальными искусствами становятся самые массовые: литература, кино, а со второй половины XX в. - еще и телевидение.

Франц Марк во вступительной статье ко второму альманаху "Синий всадник" (не вышел в свет) отмечает, что разрыв со вчерашним миром - вот суть авантюры творчества. "Эта акция составляет великую цель нашего времени - единственную, ради которой стоит жить и умереть. Здесь нет ни малейшей примеси презрения к великому прошлому. Но мы хотим иного; мы не желаем жить, как беспечные наследники, жить прошлым. Мы не смогли бы так жить, даже если бы захотели. Наследство промотано; поглощая суррогаты, мир опошляется. И вот мы вторгаемся в новые сферы, мы переживаем великое потрясение - нам предстоит все заново расчистить, сказать, вспахать, исследовать. Перед нами мир - он чист; наши шаги робки и неуверенны. Если мы отважимся идти вперед, мы должны перерезать пуповину, связывающую нас с материнским прошлым. Мир рождает новую эпоху, и встает лишь один вопрос: пора ли уже освободиться от старого мира? Готовы ли мы к новой жизни? Вот тревожный вопрос этих дней - наших дней".

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика