Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Кино

Парадоксально: кино вернуло театр в театр. Оно закрыло дорогу натуралистическому подражанию действительности - фотографизму декораций и актерского поведения. В натуральности передачи жизни театр не может соревноваться с кино, поэтому художественный поиск на сцене пошел в другом направлении: интеллектуальный анализ жизни, философическое раздумье над состоянием мира, исследование природы человека.

В театре акт творчества (создание образа актером) протекает на глазах у зрителя. В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре - сам процесс. В этом особая уникальная прелесть спектакля.

Живопись

В русле реализма стала развиваться и живопись. В живописи реализм оказался даже более нагляден, чем в литературе. Академизм был творчески воспринят художниками-реалистами, ибо он отвечал самой сути слова "реализм". (В. Ванслов). "Передвижники" реалистическими средствами (объективно, без прикрас, стремясь воспроизвести действительность такой, какая она есть) стремились ставить острые социальные вопросы. Некоторые русские художники (М. Нестеров, В. Васнецов) свой реализм основывали на национальной истории.

Возникший во Франции импрессионизм положил начало авангардизму и долгому пути развития модернизма. Вместе с тем импрессионизм отталкивался на одном фланге от символизма и одновременно продолжал некоторые из его завоеваний, на другом флангe импрессионизм не столько отвергал реализм, сколько старался продолжить и углубить его завоевания. Импрессионизм старался быть правдивее самого реализма и образы импрессионизма старались быть жизнеподобнее реалистических (ведь импрессионисты старались правдиво представить на холсте не только предмет, но и воздух, его окружающий). Кроме того импрессионисты стремились скорректировать возможности и задачи живописи в связи с появлением фотографии. Однако при характеристике особенностей реализма как художественного направления дело не может определяться художественными средствами и установками, решающим фактором в определении принадлежности художников к тому или иному направлению является инвариант художественной концепции мира и личности.

В отечественной культурной жизни борьба за реализм в искусстве по невежеству и некомпетентности "борцов" и блюстителей не редко оборачивалась духовным, а то и прямым насилием по отношению к художественной интеллигенции. Такова знаменитая Измайловская "бульдозерная выставка", когда по указанию первого секретаря МГК КПСС Н. Егорычева на выставку картин были пущены бульдозеры, уничтожавшие "идеологически неполноценные" произведения. Посетивший выставку в Манеже Н. Хрущев (1960) подверг острой критике работы скульптора Э. Неизвестного, картины Фалька и других.

Русская реалистическая живопись XX в. - это творчество П. Корина, П. Кончаловского, А. Дейнеки, А. Пластова, С. Коненкова, В. Мухиной, В. Фаворского, Д. Шмаринова, Г. Коржева и В. Стожарова, В. Попкова и Т. Назаренко - художников "сурового стиля". На Западе реалистическая линия изобразительного искусства развивалась в творчестве Р. Гуттузо, Дж. Манцу, Э. Уайеса, X. Бидструпа.

Русский авангардизм XX в. - В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин и П. Филонов, Э. Неизвестный и М. Шемякин, а в западном изобразительном искусстве - П. Пикассо, А. Матисс, М. Шагал, А. Модильяни, С. Дали и Г. Мур.

Музыка

В музыке к реализму обратились многие композиторы - в Италии Дж. Верди (начиная с "Травиаты"); Дж. Пуччини ("Богема"), в России - П. Чайковский, музыкальный язык которого реалистичен, и все творчество направлено на совершенствование человеческой личности и окружающей ее действительности.

Все неарийское искусство (Г. Гейне, например), все отклоняющееся от натуралистической, примитивной, милитаристски агрессивной образности в литературе, живописи (абстракционизм, например) и музыке гитлеровское искусствоведение именовало "дегенеративным творчеством", которое подлежало уничтожению.

Проблемы реализма в музыке остро стояли в отечественной культуре первой половины XX в. Советские идеологи прорабатывали любые отклонения от привычного и часто примитивного понимания реализма, приклеивая к "отклоняющимся произведениям" нелестные ярлыки, а порою и социально грозные эпитеты: упадническая музыка, духовное растление, развращенное сознание, космополитическая зараза. В 30-е годы тенденциозно-политическая критика по отношению к недостаточно реалистической музыке проявилась в разгромных редакционных статьях "Правды" - "Сумбур вместо музыки", "О художниках-пачкунах", "Балетная фальшь". А в 1946-1948 гг. были приняты и опубликованы грозные Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, касающиеся текущей литературы, театра, кино, музыки.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика