Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Особенности художественного процесса в XX в.

Традиции

Реализм XX в. главным образам опирается па предшествующие классические традиции, модернизм - отталкивается от них, постмодернизм - часто отталкивается не только от классики прошлого, но и от модернистских традиций.

Прошлое - реальность, канувшая в Лету. Прошлое, уходя, сопротивляется. Оно исчезает не бесследно, поэтому в новом есть реальная новизна, хотя и не оторванная от традиции. XX в. - эпоха, когда традиции тянутся не только к непосредственным предшественникам, не только привычно идут "через поколение" (через головы "отцов" к "дедам"), но и к глубоким историческим пластам культуры (это стимулировало открытие интертекстуальности). Поэтому неслучайно в эстетике появились юнгианские и мифологические концепции и возник термин "архетип". Архетип - необходимая стремительно развивающейся культуре оглядка на прошлое. Архетипическое фиксирует, что в культуре нового времени живет предшествующая культура, представляемая типологическими чертами в мыслях, поступках современных героев, своими истоками восходящих к героям мифологического прошлого. К XX в. накопились огромные традиции культуры и стали видны те особенности современных сценических персонажей и обстоятельств, которые уходят своими корнями в далекое прошлое, к древнейшим ритуалам и обрядам. Это и зафиксировала категория "архетип". Архетип фиксирует диалектику нового и традиционного в современной культуре.

Линии наследования, векторы художественных взаимодействий не только удлиняются и уходят в глубь веков вплоть до истоков культуры, но и ветвятся. Ветвится не только крона культуры, но и ее корни. Это проявляется в том, что европейская культура XX в. восходит и к собственно европейским традициям (традиции средневековой культуры в романах У. Эко), и к африканским (кубизм П. Пикассо), и к восточным (повести Ф. Искандера).

Современная европейская культура - единство разных истоков и разных потоков. Для постмодернизма искусство не имеет твердых канонов, а являет собою живое течение жизни, и любая традиция и любая художественная форма приемлемы. Из-за этого сужается поле действия консерватизма и устойчивых традиций в художественном творчестве и его восприятии.

Художественный процесс

В художественном развитии человечества XX в. стадия утраченных иллюзий включает две художественные эпохи: авангардизм и реализм, которые двигаются не последовательно, а параллельно. Ранее единое русло художественного процесса разветвилось на два рукава. Ветвление обычно бывает в дельте реки, у ее впадения в океан. Приближается переход искусства в некое новое состояние. Вероятно, нас ожидает возникновение единого мирового океана художественной культуры. Художественная эпоха авангарда (модернизм, неомодернизм, постмодернизм), внутри которого развилось несколько художественных направлений (символизм, акмеизм, футуризм, примитивизм, а позже сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм и др.), стала утверждать враждебность мира личности. Параллельно развивается художественная эпоха реализма, а внутри нее - направления, утверждающие, что выход из несовершенства мира - непротивление злу насилием и самосовершенствование (критический реализм XIX в.); усовершенствование мира силой (социалистический реализм); реальность пригодна для жизни, ибо совмещает в себе современность и историю, сверхъестественное и обыденное (магический реализм); счастье человека в наполнении духовного мира культурой (психологический реализм); только мысль прокладывает путь личности к добру и очеловечиванию мира (интеллектуальный реализм). Для XX в. характерно сосуществование (мирное и немирное) разных направлений.

В XX в. быстро менялись художественные направления. Художественный процесс качественно ускорился. Искусство ищет художественную концепцию, разрешающую трудности современного мира. Художественное развитие обретает космическую скорость, обеспечивающую преодоление земного притяжения, отрыв от земли и уход в космос метафизической проблематики.

Встречные процессы охватывают и действительность, и литературу, и всю художественную культуру: (а) засилье массового искусства и одновременное развитие искусства элитарного (эти процессы предвосхитил испанский мыслитель Ортега-и-Гассет); (б) в некоторых направлениях искусства XX в. повышается роль автора и его самовыражения, а в других направлениях - автор исчезает и превращается в скриптера (термин Р. Барта), для которого мир есть текст, который надо лишь записать; (в) идеологизация и вмешательство государства в художественный процесс находится в оппозиции к процессу деидеологизации (поп-арт); (г) навстречу процессу развития интуитивизма (эстетика Анри Бергсона, произведения Тристана Тцары и других дадаистов, Андре Бретона и других сюрреалистов) шло развитие рационализма (интеллектуальная проза Макса Фриша, эпическая драма Бертольда Брехта, а в эстетике - структурализма, семиотики, сциентистских концепций); (д) национально аморфное космополитическое искусство (поп-арт) и строго национальное (русская деревенская проза).

Встречные процессы в культуре дополняет перетекание одного в другое, диффузия качеств (например, перетекание фантастического в реальное и реального в фантастическое в прозе Г. Маркеса).

В XX в. эмиграция стала на порядок большей, чем ранее. Она включает в себя крупных художников. Во многих странах в XX в. искусство раскололась на собственно отечественное и эмигрантское. В XX в. большую роль в создании теоретических и методологических идей сыграли эмигранты. Так, русские эмигранты создали Пражский лингвистический кружок, разработавший основные постулаты структурализма. Работы Сергея Трубецкого и других членов этого кружка оказали влияние на развитие структурализма во Франции - на Ю. Кристеву, Ц- Тодорова (эмигрантов из Болгарии), на Р. Барта и др., на тартускую школу Ю. Лотмана, на развитие англо-американской "новой критики".

Академик Николай Балашов выявил закономерность: в процессе развития искусства на первый план выходит то изобразительность, то выразительность; XX в. - эпоха приоритета выразительности.

Иллюзии утрачены, надежды потеряны - такова концепция бытия, утверждаемая разными художественными направлениями XX в. Лучшие умы XIX в. (Диккенс, Бальзак, Стендаль, Толстой, Достоевский, Гегель, Маркс) критиковали буржуазное мироустройство. Русская революция и строительство социализма дали надежду (в том числе и многим интеллектуалам Запада) на то, что найдена совершенная форма существования человечества. Однако одни раньше, другие позже осознали утопичность этой новой формы. Искусство, обладающее сейсмической чувствительностью, часто не поняв все аспекты исторического процесса, осознало глубину трагизма исторической ситуации.

XX в. - самокритичен и видит золотой век только в прошлом. Ранее культура обозначала свои эпохи лестными понятиями: "Ренессанс" ("Возрождение"), "Просвещение", "романтизм", "Золотой век", "Серебряный век". XX в. лишен нарциссизма и устами своих деятелей назвал себя нелестными именами: "железным" (А. Ахматова), "век волкодав" (О. Мандельштам).

XX в. - эпоха усталости от культуры. Культура иногда склонна к самоотрицанию: художественная концепция "Дон Кихота" Сервантеса отдает предпочтение практичному народному сознанию Санчо Пансы, а не сознанию идальго. В XX в. усталость от культуры сказалась: (а) в погружении литературы в народную, отдаленную от традиционной культуры среду (в романы М. Шолохова, А. Платонова, У. Фолкнера); (б) в негативном отношении дадаизма, сюрреализма, футуризма и ряда других художественных направлений к культуре, ответственной, мол, за мировые войны и революции XX в.

Культуре XXI в. придется проделать большую аналитическую работу, чтобы определить реальную художественную ценность серой поп-культуры, "раскрученной", разрекламированной, неправедно награжденной, незаслуженно приподнятой на высоту классики. И, с другой стороны, по достоинству оценить незаслуженно обойденные вниманием крупные произведения искусства XX в.

В культуру пришло ощущение ее бездонности и невозможности ее освоения личностью, даже если она посвятит потреблению искусства всю жизнь. При этом убыстряется процесс накопления новых художественных богатств, непрерывно создаваемых человечеством.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика