Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Изобразительное искусство

В отличие от литературы в сфере изобразительного искусства натурализм не сложился в целостное направление. Однако принципы натурализма повлияли и на изобразительное искусство. Натуралистическая живопись запечатлевает художественную реальность, в которой цвета изменчивы, а очертания предметов расплывчаты. Эти особенности натуралистической живописи в конце концов привели к кризису натурализма и переходу к импрессионизму.

Театр

Натурализм на французской сцене воплотил режиссер, актер, теоретик Андре Антуан (1858-1943), утверждавший социальную проблематику в театре и основавший в Париже "Свободный театр" (1887-1894), затем возглавивший Театр Антуана (1897-1906), а потом театр "Одеон" (1906-1914). Натуралистический театр стремится к объективному и адекватному запечатлению действительности и устраняет из творческого процесса фантазию. Декорация, костюмы, бутафория в этом театре создаются правдоподобными и похожими на реальные.

В немецком театре в натуралистическом ключе работал основоположник натурализма на немецкой сцене режиссер Отто Брам (1856-1912). Брам был главой литературно-театрального общества "Свободная сцена" (1894-1904). Позже он руководил Немецким театром в Берлине, где ставил пьесы Э. Золя, Г. Ибсена, Г. Гауптмана.

Благодаря натурализму театр превратился в самодостаточную, свободную реальность. В начале 90-х гг. XIX в. натуралистическое сценическое искусство во Франции было сосредоточено в "Свободном театре". На итальянской сцене утверждается разновидность французского натурализма - веризм, который оказался актуален и для театральных деятелей, и для зрителей, тянувшихся к жизнеподобным представлениям натуралистов. Начинаются поиски соответствующего философии Ницше сценического героя. В 1884 г. была поставлена пьеса Джованни Верги (1840-1922) "Сельская честь".

Верга переделал в драму свою новеллу "Сельское рыцарство" специально для знаменитой актрисы Элеоноры Дузе.

Пьеса Верги "Сельская честь" изображала жизнь сицилийских крестьян и даже показывала любовные страсти простолюдинов. Непривычность для тогдашнего зрителя таких сцен вызвала необходимость ставить спектакль за счет автора.

"Сельская честь" имела успех. Критика сочла ее выдающимся произведением итальянского веризма. В итальянском театре появляется целая плеяда прозаиков, работающих в духе веризма и переделывающих, как Верга, свои новеллы, рассказы, повести в пьесы. Натуралистические пьесы писались на разных итальянских диалектах и были посвящены жизни крестьян Сардинии (Грация Делле-да), аббруцким беднякам (Домспико Чамполи) или сицилийским простолюдинам (Луиджи Капуана).

Натуралистическое жизнеподобие в итальянском театре стало сценическим законом. При постановке пьесы Д'Аннунцио "Дочь Норио" (1904) случалось, что статистки, изображая плакальщиц, бились о стены головой до крови. Не отказываясь от принципов веризма, режиссер Вирджилио Таяли (1858-1928) вынужден был уговаривать актеров и актрис беречь свое здоровье и не переусердствовать в натуралистическом правдоподобии сценического действия.

В период 1900-1910 годов итальянский театр оставался верен веризму, для которого характерны пышная постановочность, "хорошо сшитые" пьесы, бенефисы великих актрис, таких, как Элеонора Дузе и Ирма Грамматика.

Художественная критика

Критерий эстетической оценки произведения в натуралистической критике - полнота осуществляемого в нем познавательного акта.

Литературная критика и современники Золя по-разному оценивали его творчество и сами принципы натурализма как художественного направления. Амплитуда колебаний в оценках была от восторгов до полного отрицания.

Русский писатель-сатирик М. Салтыков-Щедрин в очерках "За рубежом" (1881) отрицательно оценил литературно-критические этюды Золя и натурализм романа "Нана". Но он отверг лишь некоторые особенности творчества Золя, в целом же его деятельность характеризовал как "весьма замечательную". Эпигонское же следование творчеству французского натуралиста такими писателями, как русский литератор П. Боборыкин, критиковалось Салтыковым-Щедриным и особенно остро за их фактографичность.

Офицер французского Генерального штаба еврей Дрейфус был ложно обвинен в шпионаже в пользу Германии. Вокруг судебного процесса разгорелась борьба - французское общество разделилось на дрейфусаров (защитников Дрейфуса, считавших его невиновным, а дело сфабрикованным) и антидрейфусаров. Золя выступил в защиту Дрейфуса. Эти публицистические выступления писателя вызвали резкую критику официозных кругов и бурные приветствия со стороны дрейфусаров.

Критика публицистики Золя официозными кругами закончилась его вынужденным отъездом из Франции. По этому поводу Золя писал: "Да будет мне позволено публично выразить мою благодарность великой нации, которая приютила и усыновила меня в момент, когда все газеты Парижа отвергали меня... Россия в один из жутких для меня часов безысходности... вернула мне уверенность и силу, предоставив мне трибуну и самого просвещенного и страстного читателя в мире" (Le roman experimental. P., 1880, p. I).

В 1894 г. Дрейфус был приговорен к пожизненной каторге, а в 1906 г. полностью реабилитирован.

Во Франции кризис натурализма и его философского основания - позитивизма начинается в начале 1890-х годов. Французская газета "Echo de Paris" (1891) провела опрос своих читателей об их отношении к натуралистической школе. Большинство читателей ответило, что натурализм уже отживает свой век и теперь "точные документы, наблюдения и анализ" не привлекают.

Художественные итоги Натурализм внес в художественную культуру человечества пафос правды, пробудил стремление художника адекватно отображать действительность. Это сказалось на ходе развития художественного процесса. Натурализм стал непосредственным предшественником и прародителем импрессионизма. Собственно из желания передать реальность наиболее натурально и родился импрессионистский пленэр и "растворение" очертаний предметов в воздушной среде. И не случайно мэтр натурализма Золя стал первым пропагандистом импрессионизма.

Привлекательным и исторически обнадеживающим свойством натурализма стала вера его сторонников в конечную победу человеческого разума над эгоизмом, правды и доброты - над ложью и жестокостью.

Мировое значение Э. Золя отмечали Лев Толстой, Марк Твен, Бернард Шоу, Томас Манн, а Анатоль Франс назвал Золя "этапом в сознании человечества" (Собр. соч., Т. 8, М., 1960, С. 570).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика