Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Цирк

Футуристы особо жаловали такой продукт культуры, как цирк. Интерес к нему проявляли Ф. Ведекинд, М. Рейнхардт, Э. Пискатор, В. Гропиус, Ф. Жемье, Шлеммер, а в России - В. Мейерхольд, Фореггер и Н. Евреинов. Маринетти, по его словам, обожал цирк, он называл его "спектаклем, который я предпочитаю более остальных". Футуристы включали элементы цирка в театральное представление и более того иногда спектакли превращались в цирковые представления. В начале XX в. в берлинском кабачке "Шум и дым" Макс Рейнхардт поставил в пародийной манере "Дон Карлоса". Заглавную роль в спектакле исполнял известный клоун Тингель-Тапгель. Он жонглировал апельсинами и пел комические куплеты. В той же манере этот режиссер там же поставил в ключе "дружеского шаржа" пьесу Метерлинка "Карлеас и Элизанда".

Мода

В конце XIX в. у европейцев и особенно парижан утвердилась мода на велосипед. Человек на велосипеде был похож на человека будущего. Новое увлечение охватило не только высшие, но и средние слои общества. Велотреки, велодромы, велогонки, велопрогулки наполнили новой страстью и новым взглядом на моду. Дамы стали носить брюки, не мешавшие крутить педали. Возникла тяга к спорту, в моду вошел атлетизм, и это отразилось на модных представлениях о внешности мужчин и женщин. Футуризм обрел в своих рядах атлета - Армандо Маца. В футуризме сформировалась мода на телесность, на силу мышц и голоса. Для футуристов в такой моде отражалось рождение новой расы людей будущего.

Мюзикхоллизация искусства и эстрадность художественной деятельности

Маринетти считал необходимым уничтожение интеллектуальных сфер культурной деятельности. Так, по его мнению, следует театры заменить мюзик-холлами и кабаре. Вульгарное должно вытеснить из культуры "устаревшее" понятие красоты. Все эстетические ценности подлежат коренному изменению: так, площадной юмор преображается в мрачную и жестокую насмешку, этот "великий футуристический смех", по представлениям футуристов, омолодит лицо мира. Во втором театральном манифесте говорится о достоинствах мюзик-холла, который, как пишет французский театровед Репе Лелевьер, был для футуристов идеальной моделью театра.

Талантливый эстрадный актер Этторе Петролиии (1886-1936) стал эталоном футуристического театрального искусства. Его лицо было похоже на комическую маску античного театра. Он создавал карикатурные юморески, читал абсурдные стихотворения и пел комические куплеты. Петролини восхищался Гордон Крэг, его приглашал работать в Камерный театр Александр Таиров.

Тяготение к эстрадности проявилось и в поддержке варьете в третьем театральном манифесте футуристов. Специально посвящен был этой форме действа "Манифест театра-варьете" (Daily Mail, 21.11.1913). Любовь к варьете Маринетти вынес из Парижа.

Манифест "Театр неожиданности" (вышел 11 сентября 1921 г.) возвращает к идеям "Манифеста синтетического театра" и утверждает, что юный итальянский театр - то это наш "синтетический театр". Манифест утверждает, что в "театр неожиданности" включены "физические действия" кафешантанов (с участием гимнастов, атлетов, иллюзионистов, дрессировщиков) и включены декламация и музыкальная импровизация.

Футуристы - провозвестники поп-арта

Футуристы тяготеют к "деланию вещей". Такое "делание" они предпочитают писанию картин. Это предпочтение первым продемонстрировал Боччони своим "Памятником бутылке" (1913). Прамполини продолжил такой подход к творчеству и в качестве художественных произведений представил на художественной выставке мебельные металлические конструкции. Идея "делания вещей" становится популярной в 20-е годы XX в. и приводит к рождению дизайна.

Прославление "машинизма в искусстве" находит выражение в аэроживописи - "живописи воздуха". Темы урбанистических пейзажей здесь как бы воспринимаются с аэроплана. Это уже "классический" футуризм.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика