Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Интеллектуальный реализм. Состояние миро не способствует счастью; поиск пути очеловечивания мира; счастье творения добра

Что такое интеллектуальный реализм

Интеллектуальный реализм - художественное направление XX века, в произведениях которого разворачивается драма идей и персонажи в лицах "разыгрывают" мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуальный реализм предполагает концептуально-философский склад мышления художника. Если психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира.

Художественная концепция

Инвариант художественной концепции интеллектуального реализма как художественного направления: счастлив творящий добро; состояние мира не способствует счастью, но художественно-интеллектуальный анализ может ответить на вопрошение: существуют ли пути очеловечивания мира и гуманизации человека ?

Истоки и традиции

В западной литературе интеллектуальный реализм XX в. своими традициями восходит к литературе Просвещения (Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Д. Дефо, Г.Э. Лессинг, Д. Свифт), а в России - к творчеству А. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), А. Герцена ("Былое и думы"), Н. Чернышевского ("Что делать?"), к "роману идей" Ф. Достоевского ("Идиот", "Преступление и наказание").

Борьба за разум в искусстве

Интеллектуальный реализм XX в. - это усиление философского, концептуального элемента в образном мышлении, что проявилось в творчестве А. Франса, Т. Манна, Б. Шоу, Г. Уэллса, К. Чапека, Б. Брехта, а ранее - в поэзии У. Уитмена.

Брехт отмечает тенденцию интеллектуализации в XX в. - во многих произведениях происходит ослабление эмоционального начала. Фашизм уродливо гипертрофировал эмоционально-иррациональное и стимулировал распад рационального начала. Именно это и побудило Брехта к борьбе за разум в искусстве.

Теоретическое обоснование и особенности

"Функция литературы - превращать события в идеи" (У. Сароян). "Искусство есть жизнь в свете мысли" (Г. Манн). Меняется тип произведения. Возникает произведение-концепция. Совокупность таких произведений складывается в новое художественное направление - интеллектуальный реализм.

Произведение интеллектуального реализма включает в себя параболическую мысль - притчу, казалось бы отходящую от современности, однако этот параболический отход от современности (история с богами в "Добром человеке из Сезуана" Брехта) оборачивается возвращением к ней.

Театр и интеллектуальная пьеса

Пример интеллектуального реализма на театре - спектакль "Гамлет" (МХАТ II, 17 ноября 1924 г.). Михаил Чехов играл заглавную роль и помогал режиссеру В. Смышляеву в создании концепции спектакля. Это был интеллектуальный спектакль: не трагедия нерешительности (гамлетизма), и не драма борца-одиночки, как во многих спектаклях, и не абстрактное философствование (постановка английского режиссера Эдварда Крэга), а трагедия бытия современного человека, его одиночества, его выбора, его безысходности.

Гамлет Михаила Чехова перекликался с Серенном Кьеркегором и Львом Шестовым и был трагическим осознанием ужаса современного общества с его "коллективизмом", уничтожающим личность. Спектакль передавал зрителю "страшную силу зла", борьбу "света и тьмы" (формулы М. Чехова). Гамлет Чехова представал как мститель, восставший против темных сил "мирового зла" и полемически противостоял трактовке Василия Качалова (волевой, экспрессивный, динамичный Гамлет).

Михаил Чехов ощущал надвигающуюся катастрофу и гибель, и в спектакле торжествовал метафизический пафос гибели и страдания, апокалипсические мотивы XX века. Спектакль Михаила Чехова звучал как предостережение обществу и был провидением тридцать седьмого года.1

Интеллектуальная пьеса - особый тип драматургии: персонажи в лицах разыгрывают художественную концепцию автора; пьеса дает рациональный анализ актуальных проблем; мир пьесы реален и условен; драматург ставит своих героев в экспериментальные обстоятельства и исследует их характеры, тип их поведения.

Произведение интеллектуального реализма существенно отличается от произведения психологического реализма. В произведении интеллектуального реализма персонажи в лицах "разыгрывают" мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. В таком произведении разворачивается драма идей. Интеллектуальный реализм предполагает концептуально-философский склад мышления художника. Если психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальное произведение стремится художественно-доказательно решить существенные социальные проблемы, дать анализ состояния мира. Интеллектуальное произведение обычно включает в себя параболическую мысль, т.е. притчу, историю, казалось бы отходящую от современности. Однако в том и специфика параболичности мышления в интеллектуальном искусстве, что отход от современности (например, вся история с богами и Шен Те в "Добром человеке из Сезуана") оборачивается возвращением к ней.

Интеллектуальная драма - это столкновение не только характеров, но прежде всего мыслей, которые эти характеры выражают и "разыгрывают", это не столько "сшибка характеров" (Белинский о драме), сколько сшибка идей. Интеллектуальная драма не столько стремится правдиво отразить типические характеры, действующие в типических обстоятельствах, сколько решить ту или иную проблему во всей ее сложности и многогранности.

В интеллектуальных пьесах Е. Шварца и Б. Брехта воплощены в систему образов некоторые идеалы социалистического реализма.

В пьесе Евгения Шварца "Тень" Ученый ищет гармонию и разумность в мире: "Конечно, мир устроен разумнее, чем кажется. Еще немножко - дня два-три работы - и я пойму, как сделать всех людей счастливыми". Этот, желающий всем счастья и счастливый человек "заболевает", от него уходит его Тень. Но лишить человека даже только тени - значит отнять у него что-то важное.

И вот начинается "человек без тени... одна из самых печальных сказок на свете". Против Ученого начинают плести сети заговора высшие сановники. Но победить Ученого трудно, потому что его действия невозможно предугадать: он бескорыстен. Как заметил первый министр, "поступки простых и честных людей иногда так загадочны!" Положение Ученого осложняется тем, что в борьбу с ним вступила сумрачная часть его самого - его Тень, которая признается в любви к принцессе, и принцесса, до тех пор влюбленная в Ученого, отдаст свои чувства Тени, ибо "люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам". И вот Тень захватывает власть и приказывает Ученому сдаться, иначе ему отрубят голову. Но Ученый рассуждает: "С одной стороны - живая жизнь, с другой - Тень. Все мои знания говорят, что Тень может победить только на время". Случайно Ученый узнает способ борьбы с Тенью - нужно выкрикнуть приказ: "Тень, знай свое место!" И, несмотря на грозящую ему смерть за неподчинение, он ходит и улыбается, чем приводит в смятение своих врагов. "За долгие годы моей службы, - говорит Первый министр, - я открыл один не особенно приятный закон. Как раз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову". "Поднимает голову?.." - удивляется Министр финансов и выражает озабоченность: - Вы вызвали королевского палача?"

Образ Тени художественно исследует злые, подсознательные, темные страсти, спящие в человеке и вдруг высвобождающиеся потоком разрушительной энергии. И резонно рассуждение Тени, утверждающей лианью цепкость зла. "Я мог тянуться по полу, - говорит Тень, - подниматься по стене и падать в окно в одно и то же время... Я мог лежать на мостовой, и прохожие, колеса, копыта коней не причиняли мне ни малейшего вреда, он мог бы так приспособиться к местности?.. Я знаю всю теневую сторону вещей. И вот теперь я сижу на троне". Добро не способно на такую гибкость и приспособляемость. "Восстание" Тени против Ученого - символ попыток темного начала утвердить свое господство. Тень хочет быть хозяином, а Ученый должен стать Тенью. За что ему обещаны жизненные блага. Однако Ученый не сдается даже под топором палача. Он - Дон-Кихот из мира сказки, одухотворенный совестью и гуманизмом. Когда отрубили голову Ученому, потеряла голову и его Тень. Тень не может жить без света: только добром и светом паразитически питается зло. И, осознав это, придворные спешат за живой водой.

И вот даже Тень поняла свою зависимость от Ученого, она предлагает компромисс: "Я дам управлять тебе - в разумных, конечно, пределах. Я помогу тебе некоторое количество людей сделать счастливыми". Но Ученый не согласен. Для него условие личного счастья - счастье всех людей.

В "Драконе" Шварца сказочно-условный мир становится моделью тоталитарной системы. Пьеса начинается с того, что славный рыцарь Ланцелот приходит в город, где вот уже 400 лет жестоко правит чудовище и где горожане должны отдать Дракону его ежегодную жертву - красивейшую девушку. Сложность ситуации в том, что страшнее Дракона и его жестокости распад людских душ в условиях тотальной диктатуры. Даже благородный отец Эльзы - девушки, предназначенной в жертву Дракону, - ищет (и находит!) оправдания его властвованию и провозглашает необходимость (и даже полезность!) драконовских порядков: "Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного". Все человеческие отношения в городе, управляемом Драконом, бесчеловечны. Жених Эльзы - Генрих делает придворную карьеру и уступает свою невесту трехглавому чудовищу. В городе царствует закон беззакония, введена система заложников и коллективной ответственности за действия против Дракона: Генрих передает Эльзе приказание Дракона убить Ланцелота, иначе за ослушание будут убиты все ее лучшие подруги. Горожане разговаривают верноподданнически - отец, отвечая сыну на вопрос, как кончится бой Ланцелота с Драконом, говорит казенным языком: "Я так, понимаешь, малыш, искренне привязан к нашему дракоше! Вот честное слово даю. Сроднился я с ним, что ли? Мне, понимаешь, даже, ну как тебе сказать, хочется отдать за него жизнь". Горожане настолько запуганы, что даже не хотят боя Ланцелота с чудовищем. Дракон вывихнул их души, отравил сознание. Они даже предлагают Ланцелоту деньги, лишь бы он отказался от боя. И все же люди - это люди, и в них не умерло окончательно живое начало. Ланцелот спорит с Драконом. И обе стороны осознают действительное положение вещей, но по-разному к нему относятся:

Дракон, разрушив людские души, создал труднообратимые общественные процессы. У Альбера Камю в "Осадном положении" устранение Чумы возвращает город к серой повседневности. Чума нагрянула и ушла, как стихийное бедствие. У Шварца дело обстоит сложнее: устранение Дракона не все решает, Дракон остается жить в рабских сердцах горожан. И поэтому Дракону ничего не стоит материализоваться в новом обличье: Бургомистр легко занимает место поверженного Дракона и, прикрываясь антидраконовской фразеологией, продолжает драконовские порядки. Горожане, увидев поражение Дракона, воспряли духом и пережили минуту свободы. Но в следующую минуту они уже подчинились новому приказу и разошлись по домам. Бургомистр сразу увидел перспективы для продолжения старого порядка: "Покойник воспитал их так, что они повезут любого, кто возьмет вожжи".

Ланцелот победил. Дракон убит. Однако остались его продолжатели и наследники - Бургомистр и его сын Генрих.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика