Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Эпицентр и распространение

США больны комплексом культурной неполноценности: они ощущают, что историко-культурный слой невелик (всего двести-триста лет, в Европе же в десять раз больший), к тому же не цивилизация Америки, а культура Парижа диктовала художественные моды миру; как правило, в Европе рождались новые художественные направления. На Венецианской бьеннале 1964 г. комиссар американского павильона в предисловии к каталогу написал, что "мировой центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк". Хотя это вызвало недовольство европейцев, особенно европейских сторонников абстракционизма, все же утвердилось мнение, что именно США создали в 60-е годы новое художественное направление - поп-арт. Однако не без иронии можно задать вопрос: Америка ли создала новое направление, действительно ли мировой центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк?

Ответ окажется неожиданным. Как известно, "родина слонов" - Россия. Соответственно и родина поп-арта. Задолго до того как американские художники провозгласили создание поп-арта, главная его идея была провозглашена и осуществлена в России. В 1919 г. Давид Бурдюк (1882-1967) с группой футуристов колесил по провинциальным городам России, охваченной Гражданской войной. В одном провинциальном городке были объявлены выступления футуристов. Но из-за транспортных и общих неурядиц эпохи картины Бурлюка, сопровождающие выступления, не прибыли вовремя и выставка срывалась. Тогда по предложению В. Шкловского на выставке были развешаны экспонаты, которые сегодня мы могли бы отнести к искусству поп-арта: главным шедевром этой выставки были носки Шкловского, помещенные под стеклом в рамке. Впрочем, Россия редко умела защитить свой приоритет и почти через сорок лет после открытия Шкловским принципов поп-арта это художественное направление было снова открыто американцами.

Важными шагами становления поп-арта в США были начавшиеся с 1962 г. выставки "Новый реализм" в галерее Сиднея Джениса, в музее современного искусства Гуггенхайма.

Триумфом американского поп-арта стала Венецианская биеннале 1964 г. Шла борьба абстрактного искусства и поп-арта. Абстракционисты боролись за своего претендента - Бисьера, американские сторонники поп-арта - за "основателя поп-арта" Роберта Раушенберга, который выставил на одном холсте размером с высокую стену "предметную компиляцию" - коллаж: обрывок плаката с фотографией убитого президента Кеннеди, яркие цветные открытки, вырезки из иллюстрированных журналов. Большой приз биеннале был присужден Раушенбергу.

Вскоре после возникновения и распространения в США (Р. Раушенберг, К. Олденберг, Дж. Дайн, Э. Уорхол) поп-арт пересек океан и появился в Европе.

Яркими представителями нового направления в Англии были Эдуард Паолоцци, Питер Блейк, Ричард Смит, Патрик Колфилд, Питер Филлипс, Аллен Джонс и Джеральд Лэнг. Для английского поп-арта 1960-х характерны работы члена лондонской "Независимой группы" Ричарда Гамильтона. Он начинал с творчества в шелкографии (печать с литографического камня, перевод фотографии на покрытый эмульсией холст), а затем стал создавать художественные композиции, в которых соединялась рекламная броскость, символика секса и пропаганда идей неуемного приобретательства. Типичная поделка Гамильтона: гибрид пылесоса с тостером и стоящая рядом с этим монстром бытовой техники женщина с обнаженной грудью.

Ричард Гамильтон с 1964 г. выставлял свои поп-артовские произведения не только в в Лондоне, но и в Нью-Йорке, Милане, Касселе, Берлине. Лондонская галерея Тейт (1970) устроила первую ретроспективную выставку его творчества. Экспонировались 170 произведений: от карандашных набросков (иллюстрации к роману Джойса "Улисс") до 12 этюдов, стилизованно изображающих популярных манекенщиц средствами коллажа, эмали и косметики (цикл "Клише мод", 1969). Наиболее известные произведения Гамильтона: "Интерьер II" (1964), "Уитли Бэй" (1965), "Я мечтаю о белом Рождестве" (1967).

Ф. Арман. Мелкий городской мусор. 1959

Ф. Арман. Мелкий городской мусор. 1959

Xристо. Стена Марка Аврелия. 1973

Xристо. Стена Марка Аврелия. 1973

Поп-арт получил распространение и во Франции (Ф. Арман, Н. де Сен-Фаль). Фернандес Арман (1928-2005) начал создавать свои "аккумуляции" в конце 50-х. Это масштабные сооружения из всевозможных бытовых предметов. Одно из самых известных его произведений - 20-метровая скульптура из 60 исковерканных машин, залитых бетоном ("Долговременная стоянка"). Скульптор Сезар в 1950-е создавал композиции из сварных металлических фигур, позже элементами его композиций стали корпуса автомобилей, найденных на свалке.

В Германии стал развиваться национальный немецкий вид поп-арта - гешталыпформ, в Италии и Франции - неофигуративизм. Их представители включали в свои композиции эротику, а иногда и острые социальные проблемы.

Поп-арт проник в лучшие выставочные залы Италии, Франции, Австрии, Швейцарии и даже в залы Королевской академии в Лондоне.

Болгарский художник Христо (р. 1935) разработал концепцию эмбаллажа ("emballage"), он экспонировал бытовые предметы, завернутые в пластиковую пленку или в холст, которые перетягивались веревкой, а также демонстрировал упакованные здания (берлинский Рейхстаг, 1995 г.).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика