Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Эстетические основы

Эстетика экспрессионизма выступает против идеи искусства как мимезиса и утверждает, что искусство не должно стремиться воспроизводить, копировать, имитировать реальность. "Подражание - художественным произведениям или природе - искусством быть не может", - утверждает Герхард Вальден в предисловии к каталогу Осеннего салона в Берлине (1913). И далее: "Художник пишет лишь то, что открывается его глубоко личному внутреннему переживанию, что является выражением его души; все преходящее для него лишь символический образ; ставка в этой игре - жизнь; тому, что запечатлевает в нем внешний мир, он дает выражение, идущее изнутри. Он вынашивает свои видения, свои сокровенные образы, а они ведут его за собой". Каждое художественное произведение должно быть проекцией глубинного Я художника. Эстетика экспрессионизма - оппозиция импрессионизму и натурализму, для которых главное не раскрытие внутреннего мира художника, а воспроизведение реальности.

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ в период своего творчества в духе экспрессионизма главными эстетическими ценностями считал положения католической философии томизма.

Важная особенность эстетики экспрессионизма - антипозитивизм. Эта философская установка ориентировала художников на интерес к сочинениям философов-мистиков и на освоение опыта примитивизма.

Субъективность - основа эстетических воззрений экспрессионистов.

Экспрессионизм деформирует непосредственный жизненный опыт, искажает привычные предметные формы. Это - недоверие к реальности: под сомнение ставится связь явления и сущности, сущность не является, а лишь выдает свою подноготную под "пыткой" деформации. Разорванность становится ведущей эстетической категорией эстетики экспрессионизма.

Кирхнер выдвинул эстетические положения, которые воплотились в жизнь в творчестве художников объединения "Мост". Эти положения утверждают, что реальность должна художественно осваиваться в религиозно-символическом ключе. Художник вовсе не должен быть зеркалом своей эпохи, его призвание - через анекдотический сюжет раскрывать всеобщую человеческую правду. Кирхнера и его единомышленников интересует дух, а не форма.

Немецкий писатель, один из лидеров экспрессионизма, Казимир Эдшмид утверждает (1918), что подлинная реальность заключена в самом художнике: "Реальность должна создаваться нами. Смысл предмета следует искать вне видимости. Мы не вправе довольствоваться тем, что верим фактам, представляем факты, регистрируем факты, - нужно дать чистое, неискаженное отражение картины мира. А она заключена только в нас самих".

Автор романа "Бебукин" Карл Эйнштейн в журнале "Акцион" (1912) пишет, что искусство должно освобождать от того, что навязывает реальность (анекдотизм, психологизм, логика), и осуществлять на основе творческого порыва и фантазии реконструкцию действительности.

Цели искусства

Вальтер Гропиус писал (1919): "Конечная цель искусства - созидательная концепция собора будущего, который объединит в едином образе архитектуру, скульптуру и живопись". Для экспрессионистов непосредственная и ближайшая цель искусства - вызвать у публики эмоциональный шок.

Поэтика

Экспрессионизм упрощал форму, вводил новые ритмы, тяготел к интенсивному цвету. Для воплощения своих художественных концепций экспрессионизм использует ряд форм и приемов: парадоксальное сочетание гротеска и острых ритмов, обновление и переосмысление словарного запаса.

Экспрессионизм отклонялся от обыденного опыта: в сновидческих картинах-воспоминаниях Шагала предметы опыта расчленены на элементы, которые комбинируются. С точки зрения эмпирического опыта человека невозможно, чтобы жених и невеста летали над крышами и жених поднимал свой бокал, сидя на плечах невесты. Однако художник стремился изобразить не столько реальность, сколько процессы ее осознания.

Экспрессионизм совершает поворот от внешней созерцательности к внутренним, душевным процессам и делает последние более доступными изобразительному искусству.

Экспрессионисты стремятся к органическому единению с природой. Обостренность чувств сочетается в их творчестве с некоторой грубостью, что в их понимании возвращает художников к первобытной цельности человека.

Экспрессионизм стремится создавать форму во имя выразительных символов и оттачивать язык, нагружая его поэтическим смыслом.

Английский искусствовед Ж.А. Куддон отмечает принципы поэтики экспрессионизма: художник сам определяет форму, образ, пунктуацию, синтаксис. Любые правила и элементы писательства можно деформировать во имя цели.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика