Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Футуристы - предтечи хеппенинга

В 1910-х годах театральность пронизывает всю культуру и становится всеобщей категорией, которая охватывает и сценические, и реальные ситуации.

Поэт-акмеист Сергей Городецкий так видел течение жизни в 1910-е годы: пестрые кофты футуристов, браслеты С. Маковского, венки на голове М. Волошина, мушки, которые вырезал Сомов для Кузмина, татуированные ресницы Мясоедова, платки Ремизова, легкие разлетайки Андрея Белого, саженные галстуки Бальмонта, сюртук Брюсова, портки Клюева и Есенина. В этом же духе тусовки-хеппенинга были разноцветные одеяния итальянских футуристов на уличных демонстрациях, фрак и форма авиатора на плечах Маринетти, женские шляпки с вуалью у Марселя Дюшана.

Театральность футуристов проявлялась во внесении сценических приемов (переодевания, грим, декламации) в жизнь. Театральность стала влиять на образ мышления.

Футуристические вечера проходили в престижных театрах Турина, Милана, Рима, Неаполя, Пармы, Венеции, Падуи и Триеста. Это были действа, сопровождавшиеся обязательной провокацией, представлявшие собой нечто среднее между групповой тусовкой, партийным собранием и хеппенингом. Газета "Италия" так описала один из футуристических вечеров: "Хаотичный оркестр звуков, цветов, оттенков, форм, запахов, соприкосновений и радости, взрывчатой, кипящей, пылающей, нарастающей, нарастающей и нарастающей с помощью всевозможных музыкальных инструментов".

Написанный Фиделе Ацари "Манифест футуристического аэротеатра" (11 апреля 1919 г.) отдает должное английским и французским авиаторам, которые демонстрируют хладнокровие и смелость при исполнении "мертвой петли", "штопора" или "бочки". Однако предпочтение отдается итальянскому летчику, он - "превосходный акробат, игрок пространства, клоун небесного шатра". Театральную сцену этот манифест заменяет небом. Возникает аэротеатр, переносящий действие в новое техногенное пространство. Достижения технического прогресса становятся искусством будущего.

Радио

Маринетти после Второго Конгресса футуристов (1933) выпускает манифест La radio, в котором полно выразилась ориентация футуризма на широкое общение с массами и средствами массовой коммуникации. Выход этого манифеста сопровождался поэмами-партитурами в духе "искусства шумов" Луиджи Руссоло.

Взаимоотношения с другими направлениями

Футуристов объединяло с другими авангардистами и утопистами-революционерами и восторженное отношение к проекту идеального будущего, и отвращение к прошлому в жизни и искусстве. Футуристы ищут новые формы искусства, соответствующие динамической и технологической сущности эпохи. Футуристы начинали свою деятельность со сбрасывания предыдущей культуры с корабля современности.

Начавшие с почти всеобщего отрицания окружающих культурных ценностей, футуристы через некоторое время признали Пикассо и Матисса, а Леже посчитали своим единомышленником.

Футуризм - художественное направление, отказавшееся от реалистического подхода к действительности. Футуризм был анархическим бунтом против привычной обыденной реальности и выступал против позитивистского "общественного вкуса".

В отличие от экспрессионистов, появившихся почти одновременно с футуристами в Германии, футуристы принимали действительность и стремились к ее эстетическому утверждению.

Подобно кубистам футуристы составляют оппозицию предшествующим направлениям. Поздние футуристы, сохраняя в живописи сюжетность и литературность, часто опираются на кубистскую форму.

В изобразительном искусстве они отвергают и академическую мифологию, и сентиментальность салонного искусства, и мистику символизма.

Футуризм отрекся от непосредственных ощущений импрессионизма и от его созерцательности, но не преодолел его сенсуалистическую пассивность и объективизм. Позже футуристы признали ранее отвергавшийся ими импрессионизм.

Течения

Течением внутри русского футуризма стал кубофутуризм (1910-1920-е гг.), утверждавший социальную активность личности в вещном мире. Свою задачу это течение видело в стимуляции этой активности. Соответственно ценилась ораторско-трибунная интонация стиха (Маяковский, Асеев, например). Кубофутуристы провозглашали необходимость отречения от литературных условностей.

Восприятие

"Сотрудничество с публикой, которая не присутствует статично, как глупый созерцатель, а шумно участвует в действии".

Поскольку идеальный объект художественных интересов футуристов - машина, то и восприятие искусства для них - процесс механический, машинизированный: "Мы воспринимаем как механизмы. Чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизированы" ("Искусство механизмов", 1923).

Страны распространения

Футуризм возник в Италии в начале XX в. (1907-1909 гг.) . Это направление появилось в Испании (1910), во Франции (1912), в Германии (1913), в Великобритании (1914), в Португалии (1915), в 10-х годах в России и славянских странах Восточной Европы (1910-е). В Нью-Йорке вышел экспериментальный журнал "291" (1915), в Токио - журнал "Футуристическая школа Японии" (1915). В Аргентине и Чили появились литературные школы ультраистов, в Мексике - школа эстридентистов; все они ориентировались на футуризм

Итоги

Классический период развития футуризма закончился уже с Первой мировой войной.

Футуризм в чистом виде к 1920-м гг. становится своего рода "классикой", то есть именно тем, от чего в свое время футуристы отказывались. Всего 10 лет...

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика