Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Философско-эстетические основания

Первым краеугольным камнем в философско-эстетическом фундаменте постмодернизма стало представление о неспособности означающего прямо, непосредственно репрезентовать означаемое - разрушение традиционной структуры знака. В 50-е годы французский психоаналитик Жак Лакан (1901 - 1981) выступил против идей основоположника структурной лингвистики Ф. де Соссюра и связал структуру языка с бессознательным. Он резко отделил означающее от означаемого и ввел понятие "скользящее означающее".

Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) ввел понятие "историческое бессознательное", выделив для каждой эпохи проблемное поле, определяемое достигнутым к данному моменту уровнем культурного знания. Это поле образуется из дискурсов различных научных дисциплин и определяет бессознательное языковое поведение. Фуко провозгласил "смерть субъекта", через которого "говорит язык", а Ролан Барт - "смерть автора" с его "текстом-сознанием", растворенным во всеобщем интертексте культурой традиции.

Критика принципа структурности и "текстового анализа" Р. Барта привела к постструктуралистским идеям деконструкции Ж. Дерриды. Он выдвинул положение: "ничего не существует вне текста", ставшее в один ряд постструктуралистской эстетики с положением Ю. Кристевой о "текстуальной продуктивности" и с нетрадиционными, а порою "безумными" идеями Жиля Делёза о "шизофреническом дискурсе" и "ризоме".

Эти положения постструктуралистской и постмодернистской эстетики предопределили развитие постструктуралистских художественных направлений.

Взаимоотношение с предшественниками

Некоторые современные художники стали возвращаться к предмодернистским произведениям и по-новому преобразовывать их (характерны новые аранжировки классических музыкальных произведений). Другие постмодернисты, создавая произведения, сознательно использовали методы и технику классиков. И все же у постмодернизма чаще всего было нигилистическое отношение к предшественникам и их художественному наследию. Если ранние формы авангардизма (предмодернизм, модернизм и неомодернизм) часто отрицали классические традиции, то постмодернизм, как правило, отрицает не только классику, но и традиции своих непосредственных предшественников - модернизма и неомодернизма. Постмодернизм - это "перманентная революция", и каждое новое художественное направление, каждая новая эстетическая концепция, часто будучи реакцией на предыдущую, обычно самоутверждались путем отрицания своих художественных и эстетических предшественников.

Особенности

Итальянский писатель-философ Умберто Эко (р. 1932) в "Заметках на полях" романа "Имя розы" (1981) отмечает ряд основных примет постмодернистского исторического романа:

o интертекстуальность;

o каждая новая книга "переписывает" предшественников в созданной человечеством гигантской библиотеке;

o автор ведет детективную игру, занимающую читателя;

o соединение элитарной литературы с массовой;

o выдуманные персонажи действуют и говорят в соответствии со своей эпохой.

К этим характеристикам следует добавить еще ряд общих черт, свойственных постмодернизму:

o отрицание принципа иерархичности и отбора;

o "взгляд на мир как на продукт долгого процесса секуляризации и дегуманизации" (Д.В. Фоккема);

o наиболее заметные лексемы постмодернизма: зеркало, лабиринт, карта, бесцельные путешествия, энциклопедия, реклама, телевидение, фото, газета (Дж. Лайонз);

o центр повествования - "маска автора" - "камертон, организующий реакцию имплицитного читателя, а заодно и реального" "в условиях постоянной угрозы коммуникативного провала, вызванного фрагментарностью дискурса и нарочитой хаотичностью композиции постмодернистского романа..." (И. Ильин);

o отрицание значения для искусства метафизических проблем (проблем причинности, личности, субъекта и истины), теории знака (И. Ильин);

o отрицание психоаналитических способов мышления (И. Ильин);

o перенос акцента со смысла на игровое действие или с обозначаемого на обозначающее;

o отказ от причинно-следственных связей, от попыток сконструировать модель мира, от однозначной интерпретации и единственно возможного прочтения текста;

В период постмодернизма деструкция охватывает все аспекты культуры.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика