Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Примитивизм.Упрощение человека и мира

Что такое примитивизм

Примитивизм (от фр. primitivisme - упрощение, простота, неусложненность) - художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне "взрослой" сложности. Это порождает сильные и слабые стороны примитивизма.

Цели и художественная концепция

В картинах Руссо и Пиросманашвили с помощью упрощения достигалась понятность мира. Постижение примитивистами хотя бы "сущности первого порядка" оставляло им надежду на сохранение связи с действительностью, в которой для личности все нарастает сложность бытия. Однако это было обретение ценой потери. Человек и мир становились понятными, радостно-детскими, но игрушечными и утопическими. Черное и белое, доброе и злое в человеке и обществе резко и легко разграничивалось, упрощалось. Примитивизм утверждает: мир запутан и сложен, но если его упростить, если на него взглянуть глазами ребенка, то он станет понятней. Примитивизм - атавистическая тоска о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни. Существует легенда о "золотом веке", воспоминание о котором отягощается грехопадением. Об этом писали Библия и древние авторы. В наивном взгляде на мир человек ищет утраченную "невинность добрых старых дней".

Опора на традицию

Примитивизм постоянно присутствует в искусстве, обычно заслоненный профессиональным искусством.

Сентименталистское и романтическое почитание человека, растворенного в природе, созданный Руссо культ "благородного дикаря" стали опорой для примитивизма.

Социальные смыслы и возможности

Примитивизм против цивилизации и технического прогресса, за Природу и связь человека с ней. Он зовет "назад к обезьянам", к тому времени, когда человек был "таким свободным, каким его сотворила Природа". Примитивизм против индустриализации, прогресса и полагает, что "дикари в лесу" предпочтительнее людей, которые цивилизованно живут в городской среде по "гнусным законам рабства".

Некоторые теоретики полагают, что в примитивизме проявились тенденции демократизации художественной культуры.

Эстетизм и стилизация под примитив, негативная демократизация, игра в народность - таковы спекуляции вокруг этого художественного направления. В литературе такие спекуляции проявляются в искусственном косноязычии речи.

Особенности

По мнению английского теоретика искусства Ж.А. Куддона, примитивизму присуще наивное видение технически "простых" концепций и изображений, а также грубоватость стиля и недостаточная обученность художника.

Примитивизм стремится запечатлеть главные очертания сложного мира, ища в нем радостные и понятные краски и линии. Примитивизм - противотечение действительности: мир усложняется, а художник его упрощает. Впрочем, затем и упрощает мир, чтобы справиться с его сложностью.

В примитивизме творчески самоосуществляют себя художники-самоучки.

А. Руссо. Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909

А. Руссо. Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909

Ж. Руо. Христос. Страсти. 1937

Ж. Руо. Христос. Страсти. 1937

Классики примитивизма

Руссо, Пиросманашвили. Над полотнами этих художников посмеивались, хотя они обычно нравились зрителям. Прошли десятилетия. Сегодня эти художники - классики примитивизма. Социальные и национальные черты обыденного мира запечатлены в портретах и пейзажах французского таможенника Анри Руссо (1844-1910) и грузинского мечтателя, жизнерадостного бедняка Нико Пиросманашвили (1862-1910).

Пиросманашвили изображал пиры, вкусную снедь, писал грузинских красавиц, создавал образы зверей. Его картины правдивы и похожи на объекты изображения. На этих "полотнах", написанных на черной клеенке, запечатлены типы тбилисских двориков и улиц. Характерен образ дворника, вооруженного профессиональной метлой и парадно-самодовольно позирующего художнику.

Виды искусства

Главной сферой проявления примитивизма стало изобразительное искусство, особенно живопись. В годы Первой мировой войны Р. Дюфи создавал пропагандистские гравюры на дереве, в которых подражал манере народных картинок Эпинальской мануфактуры.

Примитивизм проявил себя и в литературе. Примитивистское литературное произведение должно быть "простым как мычание" - так назвал сборник своих стихов, вышедший в 1916 году, В.В. Маяковский. Некоторые писатели попытались обнаружить примитивизм современного мира и личности. По мнению Куддона, в XX в. отдали дань концепции примитивизма личности поэты У. Йитс, Р. Фрост; романисты Конрад ("Лорд Джим", 1900); Д.Х. Лоуренс ("Радуга", 1915); а также Мэри Уэбб, Сол Беллоу, Патрик Уайт.

Распространение

Примитивизм проявился в пейзажах американского художника Рокуэлла Кента, в пластичных образах на картинах шведа Д. Петерсона, в романтических портретах воинов греческого живописца Феофила Хадзимихаила.

Примитивизм вошел и в творчество немецких экспрессионистов; ему уделили внимание участники объединения "Мост". Примитивизм оказал влияние на гравюры австрийского экспрессиониста О. Кокошки.

В духе примитивизма в России в начале XX в. пишет жанровые сценки, навеянные рекламными вывесками, М.Ф. Ларионов.

Место в художественном процессе и влияние на другие направления

Принцип примитива в известной мере свойствен ряду авангардистских художественных направлений XX в. - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких".

Примитивизм повлиял на многие значительные явления художественной жизни.

М.З. Шагал упоминается в статьях энциклопедий и монографиях, посвященных примитивизму, экспрессионизму, сюрреализму. Крупный художник не вмещается полностью ни в одно направление. Детски примитивистский взгляд на реальность присутствует во многих картинах художника. Шагал начинал с примитивистского взгляда на мир, с простодушных бытовых сценок ("Роды", 1910), проникнутых духом жизни местечек и маленьких еврейских городков. У Шагала светлый и печальный, удивленный и восторженный, растерянно-задумчивый взгляд на мир. В живописи Шагала причудливо переплетается реальность и фантазия, поэзия и обыденность ("Дачное окно", 1915), гротеск и абсурд ("Я и деревня", 1911), печаль и сострадание ("Зеленый еврей", 1914). В одной из лучших картин художника ("Над городом", 1917-1918) молодая пара влюбленных летит над крышами домов, над городом, над миром и звучит песня любви и живет ощущение, что хотя бы миг счастья не зависит не только от земного притяжения, но и от всех жестоких законов бытия мира.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика