Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Абстракционизм. Бегство личности от банальной и иллюзорной действительности

Что такое абстракционизм

Абстракционизм (от лат. absrractio отвлечение, согласно другим источникам: от лат. - вытаскивать) - художественное направление искусства XX в.

Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника. Для В. Кандинского, П. Мондриана, В. Татлина, К. Малевича абстракционизм - внутренняя эмиграция личности, уход во внутренний мир, отчуждение от реальности. В абстракционизме сложились два течения.

Художественная концепция.

Возникновение Абстракционизм как направление утверждает необходимость бегства личности от банальной и иллюзорной действительности.

Следует отметить взаимодействие литературы и живописи при возникновении абстракционизма. Кандинский, по его собственному утверждению, написал первую абстрактную композицию в 1910 г. Художник пришел к абстракции в живописи во время чтения поэтов-символистов. В своей книге "О духовном в искусстве" Кандинский, ссылаясь на Метерлинка, объясняет, что, исходя из чистого звучания слова, отделенного от предмета, который оно должно выражать, человек воспринимает абстрактный образ этого слова.

Течение "психологический абстракционизм"

Первое течение - лирическо-эмоциональный, психологический абстракционизм - симфония красок, гармонизация бесформенных цветовых сочетаний. Это течение родилось из импрессионистской пестроты впечатлений о мире, которые воссоздал Анри Матисс. Создателем первого произведения психологического абстракционизма стал В. Кандинский, написавший картину "Гора" (1909). Кандинский изобразил некоторые очертания, подобные горе. Цвет в картине чисто выразителен и лишен изобразительных ассоциаций. Эта картина - переход к нонфигуративной живописи, к интуитивным "лирическим абстракциям" - моментальным снимкам душевного состояния человека.

Кандинский в своих книгах "О духовности в искусстве", "Точка и линия к плоскости" доказывал в духе платоновского учения, что модель общества - пирамида. В ее основании - люди материальные и примитивные, выше - одухотворенные, на вершине - художники, руководители умов и сердец (по Платону, на вершине - философы). Согласно Кандинскому, художник отворачивает взгляд от внешнего мира и направляет его на себя, искусство - способ самовыражения: "Голос души подсказывает художнику подлинную форму произведения". Кандинский полагал, что реальный мир иллюзорен или банален и художник должен покинуть его во имя мира "под знаком Духа". Он теоретически обосновывал абстракционизм, опираясь на афоризм Оскара Уайльда: "Искусство начинается там, где кончается природа". По Кандинскому, природные формы - препятствия для художника и должны быть отвергнуты; картина - это конструкция, в которой используются необходимые формы и цвета, приспособленные к внутреннему зрению. "Предметы убиты своими знаками", поэтому живопись должна быть беспредметной.

Течение "геометрический абстракционизм"

Течение "геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм" (неопластицизм) - это нонфигуративный кубизм. В рождении этого течения существенную роль сыграли П. Сезанн и кубисты - создание нового типа художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

Геометрический абстракционизм в России проявился в лучизме М. Ларионова, абстракциях О. Розановой, Л. Поповой, супрематизме К. Малевича; в Голландии - в творчестве группы "Стиль" (П. Мондриан, Т. ван Дусбург), выдвинувшей концепцию неопластицизма, утверждавшего ясность, простоту, функциональность, конструктивность чистых неприродных геометрических форм.

Мондриан начал с реалистических пейзажей, а затем стал схематизировать изображаемое и создавать геометрические абстракции, раскрывающие логику красоты. Формы жизни постепенно превращаются им в геометрические конструкции. Логический абстракционизм Малевича и Мондриана продолжает традицию кубизма, в котором за элементарными геометрическими фигурами (прямоугольниками, треугольниками, кругами) не стоят реальные явления.

Мондриан сформулировал принципы логического абстракционизма. 1. Художник мыслит в живописи плоскостью; в архитектуре пустое пространство должно быть принято за нецвет (черный, белый и серый), а строительный материал - за цвет. 2. Необходимо равновесие, оно предполагает большую поверхность нецвета и маленькую - цвета. 3. Дуализм пластических средств требуется уже в самой композиции. 4. Равновесие достигается отношением положений и выражается прямой линией. 5. Равновесие, которое нейтрализует пластические средства, создается отношением пропорций. Эти положения Мондриана обосновали логику плоскостных построений и нашли выход в архитектуру, в прикладное искусство, дизайн, книжную графику. Эстетика абстракционизма прокламирует расторжение связей искусства с действительностью.

Работы Мондриана (он называл их композициями) - это комбинации геометрических фигур, образованных рассечением полотна жирными черными линиями. Раскраска фигур подобна чертежной заливке. Цвета и их интенсивность распределены так, чтобы сохранялась (зрительно не распадалась) плоскость картины.

Теоретически обосновывая абстракционизм, Мондриан выдвигал аргументы, схожие с Кандинским: мир наших чувственных впечатлений - источник страданий человека. Это обманчивый, противоречивый мир. Все в нем субъективно. Задача художника освободить жизненные отношения от погруженности в природные формы, очистить их от природы и дать им новое формирование. Мондриан освобождает живопись от чувственной формы, отказываясь от фигуративности, трехмерности художественного пространства, перспективы изображения, оттенков цвета, светотени.

Литература

В художественной литературе художественная концепция мира и личности, присущая абстракционизму, проявила себя в творчестве "ничевоков", в известных звукословесных упражнениях В. Крученых ("Дыр, бул, щир"). Это своеобразный абстракционизм в литературе - создание "нонфигуративных" слов-звуков.

Живопись

Абстракционизм обогатил палитру, ритмику и динамику живописи, перенес акцент с изобразительности на выразительность.

Архитектура

Абстракционизм стимулировал поиск новых пластических решений в современной архитектуре.

Дизайн, прикладное и декоративное искусство

Абстракционизм оказал влияние на развитие дизайна, индустриального, прикладного и декоративного искусства.

Танец

Поль Валери считал, что танец - "наиболее абстрактное из искусств. Танец - это искусство чистых актов" ("Le merveilleux et le "theâtre du silence". Paris. 1965. P. 332). Василий Кандинский мечтал о создании абстрактного балета: "Абстрактное значение движения, включение его материальной целесообразности, использование его духовной целесообразности в бесконечных комбинациях всех частей тела танцующего, отдельно от музыки и вместе с музыкой, в бесконечном ряде параллельностей, противоположении и меж ними лежащих комбинаций все еще ждет творца нового балета" (Кандинский. 1988. С. 90).

Художница Софи Таубер (1889-1943) надевала "мусорные" платья, сшитые из обрезков ткани, мочалы и газет и исполняла абстрактные танцы. Это были групповые сочетания поз, исключавшие чувственность.

В создании абстрактных танцев принимал участие директор цюрихской школы танцев Рудольф фон Лабан. Танцоры часто украшали себя африканскими масками.

Вклад в художественную культуру

Фотография отняла у живописи изобразительность, оставив последней лишь выразительные возможности для раскрытия субъективного мира художника.

Абстракционизм внес вклад в художественную культуру XX в. (обогатил экспрессию палитры и ритмико-динамическую выразительность живописи, предвосхитил важные принципы пластико-пространственных решений в современной архитектуре, оказал влияние на развитие дизайна, индустриального, прикладного и декоративного искусства).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика