Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Модернизм. Убыстрение истории и усиление ее давления на человека

Особенности модернизма как художественного движения

В начале XX в. человечество было опьянено своими достижениями в различных областях науки и техники. Людям казалось, что машины возьмут на себя все заботы о людях, на долю которых останется беззаботность и наслаждение красотой. Светлые горизонты будущего казались близкими и заманчивыми. Редко кто мог предположить, что в наступившем новом XX в. человечество ожидают потрясения мировых войн и революций. Модернизм утверждал утопическую идею преобразования окружающего мира посредством красоты.

Модернизм - художественный период, объединяющий художественные направления, художественная концепция которых отражает убыстренный ход истории и усиление ее давления на человека (модерн, символизм, акмеизм, футуризм, литература внутреннего монолога, имажизм, примитивизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, лучизм, супрематизм). В период модернизма на рубеже XIX- XX вв. развитие и смена художественных направлений происходила стремительно быстро.

Термин "Серебряный век" появился достаточно поздно (считается, что понятие введено H.A. Оцупом в 1933 г.)1. Серебряный век - литературный век в России начала XX в. (этот "век" длился четверть века). По отношению к этой новой литературе применяют и другой термин - "модернизм" (от фр. moderne - современный). Этот термин обозначает целый спектр литературных направлений, школ, объединений и группировок, развивавшихся от 90-х гг. XIX в. - до Октябрьской революции и конца Первой мировой войны.

Термин "модернизм" точнее, чем термин "литература Серебряного века", выражает идею создания новой литературы. К тому же термин "Серебряный век" имеет не всеобщее, а национальное значение. Он относится только к русской художественной культуре начала XX века. Термин отражает высокое эстетическое качество искусства данного периода и подчеркивает, что оно при всех коренных изменениях еще не далеко отошло от идеалов и принципов литературы Золотого века (классической литературы XIX в. - Бальзака, Флобера, Диккенса, Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова).

Философ и культуролог М. Мамардашвили считает, что проблемы XX века требуют от нас возвращения к самому существу мышления, лишь в этом случае они становятся для нас современными. Современное не понять, не совершив изменений самих себя. Без изменений глаза можно воспринимать живопись эпохи Возрождения, но чтобы увидеть картину Сезанна, надо что-то совершить над собой. Современные социальные проблемы цивилизации, демократии, тоталитаризма, кризиса культуры - все они странным образом проявляются перед Первой мировой войной. Мы живем внутри эпохи, которая охватывает большой период времени и которая выявила проблемы современности еще до Первой мировой войны, затем в ее ходе. Впоследствии Вторая мировая война подтвердила эти проблемы и прибавила новые.

М. Мамардашвили обращает внимание на кризис культуры и заключает, что проблемы генетики, квантовая механика, теория относительности, живопись Пикассо, музыка Стравинского - все это элементы современного мышления. Вся эта совокупность точек странным образом расположилась вокруг временной оси 1895-1913 гг.

Найти прямой аналог художественным направлениям модернизма в школах эстетики часто трудно. Многие художественные направления модернизма опираются сразу на два и более теоретических основания. И все же каждое направление в той или иной степени тяготеет к определенной эстетической концепции. Именно в этом смысле идет речь о философско-эстетическом фундаменте художественных направлений. В современном строительстве сооружение здания не всегда идет в традиционной последовательности (фундамент - стены - крыша), иногда, используя современные технические средства (в частности, мощные подъемные краны), строить дом начинают с крыши. Так и модернистские художественные направления иногда начинали строиться "с крыши" (с художественных достижений), а не с теоретического фундамента, не с эстетических идей.

Теоретические основания модернизма - совокупность философско-эстетических идей начала XX в. (интуитивизм, фрейдизм, прагматизм, неопозитивизм). Модернистские направления опираются не только, а порою и не столько на философские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры, в "снятом" виде несущие в себе те или иные эстетические концепции.

Мэтр "бунтующего модернизма" Т.Э. Элиот (1888-1965) писал: "... развитие художника заключается в постоянном самопожертвовании, в постоянном умерщвлении своей собственной личности". Начиная с модернизма в авангардистских направлениях проявляют себя две прямо противоположные тенденции - "смерть автора" и гипертрофия, абсолютизация роли автора.

В XX веке усилилось, убыстрилось, углубилось взаимовлияние культур, в период модернизма происходит впитывание европейским и американским искусством эстетического опыта внеевропейского искусства. В общемировой художественный процесс втягиваются африканская, афроамериканская, латиноамериканская (в частности бразильская), японская, китайская, океаническая культуры. Их присутствие в мировом искусстве стало очевидным. Так, в XX в. "l'art nègre" открыли для себя Франция, Германия, Россия.

Скульптор Жак Липшиц писал: "Несомненно, искусство негров явилось для нас великим примером. Его верное понимание пропорций, чувство рисунка, острое восприятие реальности дало нам возможность подметить и даже попробовать многое. Но было бы ошибочно думать, что из-за этого наше искусство стало мулатом. Оно остается вполне белым". "Остается белым... Так ли это? - переспрашивает В. Мириманов и отвечает на собственный вопрос. Традиционное африканское искусство повлияло на европейское. Это влияние можно назвать африканским присутствием". Именно феномен отказа от привычных традиций и опора на традиции чужедальние характерны для модернизма. Эта тенденция начала пробивать себе дорогу еще в период предмодернизма и особенно полно проявилась в эклектизме, завершавшем этот период. Модернистские художественные направления строятся путем деконструкции типологической структуры классического произведения - те или иные его элементы становились объектами художественных экспериментов.

В классическом искусстве эти элементы сбалансированы. Модернизм нарушил это равновесие, усилив одни элементы и ослабив другие.

До второй половины XIX в. такие "вибрации" касались только стиля, происходила его эволюция. В модернизме появляется гиперкомпонент (термин В. Б. Мириманова) - это элемент, нарушающий классическую гармонию и подавляющий или вытесняющий другие элементы художественной системы.

Изобретение фотографии освободило живопись от обязанности объективно запечатлевать реальность и освободило также от условностей и нормативности. Живопись начинает играть ведущую роль в установлении принципиально новых отношений между искусством и реальностью.

В.М. Жирмунский отмечал "тесный кругозор" и "миниатюрный, игрушечный характер" переживаний, воспроизводимых модернистскими поэтами. Об этом же писал А. Блок в статье "Без божества, без вдохновенья" (Блок. 1962. С. 177, 183-184).

Впервые нестилистические изменения в художественную культуру внес натурализм, нарушивший сами принципы эстетического отношения искусства к действительности: был нарушен баланс соотношения субъективного и объективного в художественном образе, утвердился приоритет адекватности, похожести. Импрессионизм резко нарушил равновесие живописи и рисунка - в пользу живописи. И все же импрессионисты в основном еще оставались в пределах классического художественного пространства. Импрессионисты используют цвет для создания световоздушной среды, отодвигая на второй план рисунок и композицию.

По Аристотелю, задача литературы - мимесис, т.е. подражание природе. В XX в. модернизм попытался выйти за пределы этого искусства и создать искусство антимиметическое, не подражающее реальности, а существующее как бы независимо от нее. Модернизм отошел от аристотелевской традиции мимитического предназначения искусства.

Модернизм охватывает два поколения символистов и новое поколение противников этого направления - акмеистов. Вокруг творческой декларации Н. Гумилева и С. Городецкого объединились те, кто входил в организованный Гумилевым Цех поэтов. Они именовали себя акмеистами; это О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Нарбут, Н. Оцуп, М. Зенкевич). Одновременно с ними в литературу вошел ряд других модернистских литературных группировок и объединений - футуристы и кубофутуристы (они же будетляне и гилейцы), эгофутуристы (или эгосеверянисты) и участники альманаха "Центрифуга".

В модернизме как литературном движении между его художественными направлениями, как и между поколениями, были напряженные отношения (притяжения-отталкивания).

В конце XIX и первых двух десятилетиях XX века живопись, музыка и литература активно взаимодействуют и влияют друг на друга. Модернизм прокламировал, утверждал и воплощал в жизнь идею синтеза искусств. Это делало эстетику модернизма оригинальной и яркой. Основой синтеза искусств стала архитектура, самой своей природой приспособленная объединять другие виды искусства. Архитектура модернизма способствовала органическому слиянию конструктивных и декоративных элементов.

Модернизм проявил себя в архитектуре Бельгии, Австрии, Испании, Германии, Шотландии, России. Это были особняки, павильоны, общественные здания, построенные архитекторами В. Орта, О. Вагнером, А. Гауди, Ч. Макинтошем, Ф.О. Шехтелем.

В период модернизма деструкция охватывает все аспекты культуры.

В модернизме идет бурное формирование новых и новых художественных направлений. Некоторые из них являются ложными. Это "художественные направления", которые не заключают в себе новой концепции личности и мира, а отличаются лишь каким-либо формальным изыском, поиском новых художественных средств, экспериментаторством.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика