Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Возникновение и распространение

"Классическую версию" концептуализма основали (1968) американские художники Т. Аткинсон, Д. Байнбридж, М. Балдуин, X. Харрелл. В формировании, осуществлении и развитии принципов концептуализма приняли активное участие американские художники Джозеф Кошут (он и теоретик концептуализма), Лоуренс Вейнер, Роберт Берри, Дуглас Хьюблер и объединение английских художников-концептуалистов "Искусство и язык" (Art and Language). Концептуалисты считали, что их искусство - закономерный итог развития модернизма. Кошут пишет, что начиная с XX в. в природе искусства наблюдался сдвиг в визуальных экспериментах от морфологических к концептуальным.

Концептуализм возник в 60-х годах на родине поп-арта в Америке, а в 70-е годы распространился по миру и проник в художественную культуру многих стран и появился в Италии, Германии, Франции, Восточной Европе, Японии, Латинской Америке, России.

Русский концептуализм

Русский концептуализм - национальная форма одного из ведущих постмодернистских художественных направлений. В основе искусства русского концептуализма лежит наложение двух языков - социально клишированного "совкового" языка и авангардного метаязыка, который описывает этот клишированный язык. Критик Екатерина Деготь на примере анализа работ художника-концептуалиста Эрика Булатова пытается выстроить характеристику особенностей русского концептуализма. Критик находит в работах Булатова два слоя - реальное пространство и пересекающий его социально окрашенный знак или текст (это суждение критик прямо выводит из анализа картины Булатова, над которой изображены огромные алые буквы лозунга "Слава КПСС!" на фоне голубого неба с облаками).

Концептуализм потому так органически вошел в пространство нашей культуры, что оно было переполнено кочующими "идеями" - настолько несоединимыми ни с какой художественностью, что сами они уже стали восприниматься как своего рода "художества", как жанр особого искусства порождения "идей". "Молодым везде у нас дорога", "счастье грядущих поколений", "мы рождены, чтоб сказку сделать былью", "если партия прикажет, комсомол ответит: есть!" (Бобринская. 1994. С. 529-530).

Московский концептуализм как течение

Московский концептуализм возник в конце 70-х. На квартире врача А. Чачко собирались молодые поэты (Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и др.; позже примкнул Всеволод Некрасов), художники, искусствоведы, философы. Одним из главных теоретиков "московского концептуализма" стал М. Эпштейн, живущий ныне в Америке.

В Москве концептуализм проявил себя в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, Э. Булатова, О. Васильева, Вс. Некрасова, Н. Алексеева и группы "Коллективные действия" (КД). Московский (романтический) концептуализм - течение концептуализма, для которого характерна лиричность, предпочтение вербального начала пластическому дух аскетизма, повышенное значение идеологии. Во второй половине 70-х и в начале 80-х излюбленной темой московских концептуалистов был советский образ жизни. Бытие концептуалистского искусства проявилось и в том, что Московская галерея "Е.К. АртБюро" совместно с фондом "Художественные проекты" провела выставку концептуалистов "Объекты КД",

"Время действия" - одна из смыслонагруженных акций московских концептуалистов. Ее участники тащили из леса семикилометровую веревку. Высокий метафизический смысл этого действа объяснил художник И. Кабаков: это "прекрасный символ бытия" - один конец в руках человека, другой - в пустоте и неизвестности.

Перечислю некоторые из произведений московских концептуалистов с кратким описанием содержания:

Эрик Булатов "Опасно" (1973). В сине-зеленой гамме пошловатый сентиментально-идиллический пейзаж - ручеек, деревья, небо. Сверху, снизу, справа и слева по периметру холста надпись плакатными красными буквами "Опасно". Произведение демонстрирует и утверждает опасность пошлости. Перед зрителем предстает в наглядной форме интеллектуальное упражнение на тему "визуализация слова".

Группа "Гнездо". "График истории" (1976). Вычерчен график: на его горизонтальной оси отмечены годы 1898-1970. На вертикальной оси - месяцы. Точками отмечены даты партийных съездов. Точки соединены красной линией. Смысл произведения: история не движется по графику.

Группа "Гнездо". "Железный занавес" (1976). Прямоугольный кусок жести, на котором белой краской надписано "Iron Curtain". Произведение иронизирует над самой идеей разделения и отгораживания народов друг от друга.

Римма Герловиных. "Душа" (1974). Картонная коробочка с крышкой, на которой надпись: "Душа. Не открывать, а то улетит". Внутри коробочки на дне надпись: "Вот и улетела". Картина демонстрирует тезис эстетики концептуализма о первостепенной важности идеи, духовности, духа и о трудностях их воплощения.

Светлана Капустянскан. "Пейзаж" (1988). Природный ландшафт в мареве, которое образуют строчки бессмысленного текста, покрывающего весь холст. Картина может быть интерпретирована так: "слова, слова, слова" они ничего не проясняют, а все затуманивают и природу, и ее смысл, и ее красоту.

Виталий Комар и Александр Меламид. "Лозунг" (1972). На красном плакатном фоне надпись белыми буквами: "Вперед к победе коммунизма. Комар и Меламид". Смысл картины - ироническая издевка над официальными лозунгами Советской власти.

В 1998 г. в Берлине прошла выставка работ ведущего русского концептуалиста Ильи Кабакова (р. 1933), живущего в эмиграции. Экспонировались каморки, изображавшие советские больничные палаты. Двери в палаты, выкрашенные, наверное, еще в хрущевскую оттепель масляной краской, давно облупились. Внутри каждой палаты типовая обстановка: железная кровать с сеткой и больничным бельем, рядом с кроватью тумбочка. В каждой палате при появлении зрителя включаются магнитофон и проектор диафильмов, проецирующий на стену над кроватью слайды с фотографиями из семейного альбома Кабаковых. Немецким зрителям все оказалось чуждым и малопонятным, хотя для нашего отечественного зрителя это интересно - ностальгия по прошлому, интерес к старому быту, который для сотен тысяч современных крупных и средних собственников - дело прошлое, а для миллионов бюджетников и пенсионеров - все еще настоящее, порою ухудшившееся в сравнении с прошлым. Последнее печальное обстоятельство совершенно не учтено в инсталляции Кабакова, направленной на критику прошлого и так интерпретировавшейся всеми искусствоведами.

И. Кабаков. Альбомная графика

И. Кабаков. Альбомная графика

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика