Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Художественная культура XX века

Перформанс и хеппенинг

Перформанс, к которому были склонны футуристы, отличается от хеппенинга. Перформанс (англ. performance - выступление, исполнение, игра) - вид визуального искусства, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени. Перформанс включает различные искусства (изобразительное, танец, музыку), представляемые в смешанном виде в театральном выступлении. При перформансе актер становится существом синтетическим - танцором, рассказчиком, оратором, музыкантом и меняет эти "профессии" по своему вкусу. Цель перформанса близка эстраде - калейдоскопичное, многотемное линейное выступление в границах одного визуального представления (в рамках одного вечера показываются картины и скульптуры, читаются тексты - манифесты, стихи, политические комментарии, исполняются "шумовая" музыка и танцы). Перформанс - взаимопроникновение искусств, поощряет перетекание из танца в скульптурные композиции, из музыки в политический комментарий.

В хеппенинге принцип демонстрации превращен в отдельное искусство. В хеппенинге есть заранее заданная программа, существующая как пунктирная траектория действия (отправная точка и цель) и как набор средств. Хеппенинг имеет немирный характер. В процессе хеппенинга рождается событие, соединяющее в себе ранее несовместимые вещи, идеи или ситуации. Хеппенинг использует те же средства, что и перформанс, но построен на риске неудачи (невозникновение события, отсутствие которого невозможно замаскировать театральной формой или демонстрацией различных искусств).

Перформанс как течение

Перформанс - течение "традиционного", "обычного" хеппенинга, возникшее из нью-йоркских хэппенинговых представлений конца 50-х - начала 60-х годов и предполагающее импровизационное действо, разыгрываемое перед аудиторией. Перформанс в отличие от хеппенинга, сценарий которого в основных чертах определен заранее, возникал стихийно, без предварительного плана. Место действия - обычно выставочный зал, исполнители - сам художник и его коллеги. Публика в действо не вовлекается. В перформансе роль скульптуры исполнял замерший в безмолвии человек.

Успешная и принятая в разных странах европейская перформанс-группа "Флюксус" (основатель музыкант-концептуалист Нам Юн Пайк) для своих музыкальных театрализованных представлений использовала телевизоры и видео. Эта группа заинтересовала другого музыканта - немца Йозефа Беуса, который в своих перформансах использовал мистически символические, по его мнению, предметы - жир, войлок, свинец.

В 1976 г. в Москве возникла и действовала группа перформанса - "Коллективные действия" (КД), в которую входили московские концептуалисты. Они увлекались модным тогда и на Западе дзен-буддизмом и духовными практиками. Перформансы эта группа проводила чаще всего за городом. Членами группы были Андрей Монастырский (руководитель), Николай Панитков, Георгий Кизевальтер, Никита Алексеев, Елена Елагина, Игорь Макаревич, а зрителями, иногда включавшимися в действо, были художники Илья Кабаков, саксофонист Сергей Летов, философ Михаил Рыклин, куратор Иосиф Бакштейн. Перформансы, проводившиеся КД, были в советских условиях невольно конспиративны (предполагали участие только хорошо знакомых лиц) и походили то на магические ритуалы, то на научные эксперименты.

Особый интерес представляло такое действо: к березам были прикреплены разные радиотранзисторы, передающие радиопомехи (эту акцию можно было воспринять как ироническую пародию на глушение радиостанций "Би-Би-Си", "Свобода" и "Голос Америки"). Другой перформанс был красочным действом: по реке пустили плыть огромный разноцветный шар, внутри шара звенел электробудильник. Зрителями этих акций были избранные гости, случайные прохожие.

Если воспользоваться удачной формулой Пригова, то о хеппенинге и перформансе можно сказать: "имитация художественной деятельности некоей квазипрактической деятельностью".

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика