Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Русское искусство XVIII века

Краткий курс лекций по дисциплине
«Русское искусство XVIII века»




СОДЕРЖАНИЕ


СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Миниатюра второй половины XVIII векаПредисловие Довоенное и послевоенное время Особенности архитектуры петровского времени. Проблема стиля Д. Г. Левицкий – художник, запечатлевший в красках "весь Екатеринин век". Парадный и камерный портрет в 1770-е годы. Академия художеств и Д. Г. Левицкий Пластика малых форм. Медали, монеты Московская школа: гравировальная мастерская при Оружейной палате. А. Шхонебек и П . Пикарт. Братья Зубовы Портрет в русской живописи второй половины XVIII века СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Круг Ф. Б. Растрелли. А. В. Квасов. С. И. Чевакинский и его Никольский Морской собор в Петербурге "Малые мастера": С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский, Е. Д. Камеженков, К.-Л.-И. Христинек Бытовой жанр Лубок середины XVIII века Г. Гзель Окружение Петра I Аллегорические изображения в программе классицизма (1780-е годы) Вторая половина XIX века: роль мемуаристики и эпистолярии. Труды по истории Период с 1917 до середины 1920-х годов Классификация портретного жанра И. И. Фирсов, И. П. Якимов, И. М. Танков – предтечи жанра. Работы Михаила Шибанова на крестьянскую тему Барочный интерьер аннинского времени Поздние работы В. Л. Боровиковского: портреты и иконы Провинциальный портрет: отличительные черты. Г. С. Островский Пенсионерство при Петре I Русское палладианство. Дж. Кваренги Кусково СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Приглашение иностранных художников для работы в России Меншиковский дворец. Особенности росписи плафона Орехового кабинета: три слоя живописи, вопросы авторства. Общая концепция декора дворца "Россика". А. Рослин, Ж.-Л. Вуаль, В. Эриксен, С. Торелли, И. Б. Лампи Старший, М.-Э.-Л. Виже-Лебрен Своеобразие развития русской живописи XVIII века Роль Андрея Матвеева как главы Живописной команды. Его работа в храме Св. Симеона и Анны и над триумфальными воротами Надгробная скульптура И. П. Мартоса – образец высокого классицизма XVIII века СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Графическое наследие русских живописцев, скульпторов и архитекторов Традиции резцовой графики на меди XVII века. Роль прикладной графики в петровское время: от учебников и глобусов до "книги Марсовой" Г. И. Угрюмов – реформатор русской исторической живописи в 1790-е годы А. П. Лосенко – первый русский профессор Академии художеств Крепостные художники. И. П. Аргунов Ф. Я. Алексеев – родоначальник жанра пейзажа. Б. Патерсен Пьетро ди Готтардо Гонзага Особенности русского барокко Рисунки петровского времени "Свейская" война Пейзажный жанр Архаизмы и художественная выразительность живописи А. П. Антропова Монплезир Петергофа: живопись и декоративная резьба Ассамблейного зала. Античные мотивы. Декор галерей. Роспись Л. Каравака в Вольере. Дубовый кабинет Большого Петергофского дворца Особенности русского и западноевропейского классицизма Комплекс Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря и Андреевский собор в Киеве по проекту Ф. Б. Растрелли. Особенности творческого метода зодчего Классицистический итальянизированный пейзаж Ф. М. Матвеева А. Ростовцев и С. Коровин. Фейерверки Место "россики" в живописи петровского времени ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Сочетание барочных и классицистических тенденций в пластике на заре зарождения классицизма и в его ранней стадии. Античность в русском восприятии Неосуществленные идеи создания Академии художеств Архитектурный заказ Павла I. В. Бренна и Михайловский замок В. Л. Боровиковский – портретист и иконописец Декоративное оформление Екатерининского дворца в Царском Селе Проект М. В. Ломоносова (1764) Художественная жизнь: академические выставки, коллекционирование и библиофильство Русский сентиментализм Первые русские теоретические трактаты по эстетике и теории классицизма, теоретические высказывания архитекторов, "журналы" – отчеты и дневники первых академических пенсионеров Архитектура Москвы первой четверти XVIII века Музыкальная и театральная культура в 1730-1750-е годы. Расцвет барокко в искусстве Ф. С. Рокотов – художник-портретист: петербургский период творчества. Рокотов и рококо Портрет – главный жанр станкового искусства в России XVIII века. И. Я. Вишняков-портретист Ф. С. Рокотов – глава московской школы портретизма. Расцвет творчества Андрей Матвеев – глава живописной команды в 1730-е годы, мастер монументальной живописи и портретист Закупки произведений скульптуры за границей. Венера Таврическая Роль парсуны в становлении портрета как основного жанра живописи И. А. Ерменев Г. И. Скородумов, А. X. Ритт Исследование русского искусства XVIII века на современном этапе и центры его изучения Первые попытки описания произведений изобразительного искусства и архитектуры в XVIII веке Работы архитекторов Нееловых в парках Царского Села Сращение декоративной скульптуры и архитектуры. Переход от барокко к рокайлю в декоративном убранстве Московские барочные интерьеры аннинского времени АРХИТЕКТУРА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Роль Академии наук. Основание Московского университета и Академии художеств. Фигура М. В. Ломоносова Станковые и монументальные работы Ф. Ф. Щедрина. Античные аллегории (Адмиралтейство) и темы Священного Писания (Казанский собор) Преображенская серия. Проблема авторства и датировок. Особенности изобразительного языка Пути становления круглой скульптуры в русской пластике петровской эпохи Летний дворец Петра I в Летнем саду. Появление новых по назначению интерьеров. Тематика росписи и особенности композиции и техникиВведение. ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА XVIII ВЕКА Актуальные проблемы изучения искусства XVIII века в третьем тысячелетии Сенатский зал здания Двенадцати коллегий – уникальный памятник барочно-рокайльного интерьера Изменение соотношения "представители “россики” – отечественные мастера". Творчество Л. Каравака в середине века Москва 1730-1760-х годов. Градостроительная и реставрационная деятельность И. Ф. Мичурина. Д. В. Ухтомский – ведущий московский архитектор П. А. Ротари Л. Токе А. Ринальди и его работа в Ораниенбауме. Мраморный дворец Батальный жанр. М. М. Иванов: акварельные и графические пейзажи. Соединение батального и пейзажного жанров Сложение классицистического стиля, его периодизация. Русский сентиментализм Г. X. Гроот В. Л. Боровиковский – "историограф эпохи". Парадные портреты конца 1790-х годовПортретная миниатюра ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Художественный мир русской усадьбы "Панорама Санкт-Петербурга" А. Зубова (1716) Меншиковский дворец и загородные резиденции. Стрельна. Петергоф. Ораниенбаум. Творчество Н. Микетти Миниатюра на эмали "Мирискусники" о XVIII веке Книжная иллюстрация Ф. Г. Гордеев. Переосмысление античных сюжетов в его творчестве. Мемориальная пластика Класс "Звериный с птицами и дворовыми скотами" (анималистический) и "Цветов, плодов и насекомых" (натюрморт) А. Шлютер и создание резиденции в Летнем саду Гравировальный класс Академии художеств. Г. Ф. Шмидт, Е. П. Чемесов Ф. Б. Растрелли – главная фигура в создании архитектурного облика Петербурга и загородных резиденций. Сложение барочно-рокайльного стиля в интерьере II. И. Соколов, И. А. Акимов Живопись "большого исторического рода" Скульптура Летнего сада Гравировальная Палата Академии наук ГРАФИКА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Изображение свадебных пиров в графике петровского времени И. Е. Старое. Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Таврический дворец Приобретение западноевропейских произведений искусства для русских собраний Первая половина XIX века: от словарей до публикаций в прессе Канцелярия от строений в 1750-е годы. Роль И. Я. Вишнякова МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Барокко в архитектуре русской провинции Московские и первые петербургские дворцовые интерьеры МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Наука и искусство в аннинское время Академия художеств: структура, устав, программы Строгий классицизм. Ч. Камерон. Резиденции в Царском Селе (Холодные бани) и Павловске Основание Петербурга и первые градостроительные проекты Ранний классицизм. А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен Деламот Творчество первых петровских пенсионеров. Братья Иван и Роман Никитины, их жизненная и творческая судьба Коронационные альбомы времени Елизаветы Петровны АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Европейские образцы и мастера (А. Шлютер, Н. Пино, К. Оснер) Новый жанр в живописном декоре – наддверные панно (десюдепорты) ГРАФИКА СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Место Э. М. Фальконе в русской скульптуре XVIII века. "Медный всадник": история создания, особенности художественного решения Триумфальные ворота: аллегорический язык их декора, смешение античных и христианских сюжетов И. П. Прокофьев: переплетение барочных и классицистических тенденций на протяжении всего творчества Правление Елизаветы Петровны. Политика Зодчество первой четверти XVIII века вне столиц Г. И. Скородумов, его роль в отечественной графике С. Ф. Щедрин: от живописного панно к пейзажу как самостоятельному жанру Развитие станковой графики: эстамп, резцовая гравюра, офорт Особенности московской архитектуры. М. Ф. Казаков и его школа. Московские усадьбы конца XVIII века Люблино и Останкино Изменение приемов письма Ф. С. Рокотова от 1760-х к 1780-м годам Миниатюра на эмали: техника, основные художники-миниатюристы петровского времени Костюмированный портрет Д. Г. Левицкого ГРАФИКА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. ГРАВЮРА И РИСУНОК Творчество Ю. М. Фельтена Театрально-декорационная и монументально-декоративная живопись второй половины XVIII века Архитектура аннинского Петербурга. М. Г. Земцов Дворцово-парковые ансамбли. Петергоф, Царское Село ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Гравировально-ландшафтный класс Академии художеств под руководством С. Ф. Щедрина. Иностранные граверы в России второй половины XVIII века Смутное время эпохи дворцовых переворотов Б. К. Растрелли и становление жанров круглой скульптуры в России. Бюст, статуя, скульптурная группа, конный монументЗаключение Классицизм – ведущее художественное направление в пластике второй половины XVIII века СКУЛЬПТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА И. А. Берсенев – мастер резцовой гравюры. И. А. Селиванов: техника меццо-тинто Раннепетровское зодчество в конце XVII века Понятие "Эпоха Просвещения" и русское просветительство. Личность Екатерины II и ее государственная политика В. И. Баженов Ф. Б. Растрелли – придворный архитектор Анны Иоанновны Каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны Петр I как реформатор Увеличение роли светской культуры в последней трети XVII века Графическое наследие И. Ф. Тупылева Л. Каравак Народная картинка – лубок Работы Ф. Б. Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Летний дворец. Аничков дворец ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА И. К. Коробов – архитектор Адмиралтейства Детские портреты Д. Г. Левицкого конца 1780-х – начала 1790-х годов Десятилетнее правление Анны Иоанновны. Жизнь двора Воронцовский и Строгановский дворцы в Петербурге Петропавловский собор – итог нового видения храмового убранства. Роль А. Матвеева Ведуты Михаила Махаева и Алексея Зубова: общее и отличие Алексей Зубов – глава петербургской школы графики. Многообразие жанров, отражение триумфальности и победительности петровского времени. А. Зубов и П. Пикарт в Петербурге Ж.-Б. Леблон и его работы в Петербурге Частное жилое строительство Особенности и сложность нововведений в духовной жизни страны. Термин "петровское барокко" Ф. И. Шубин-портретист. Его монументально-декоративные работы Н. А. Львов Мозаики М. В. Ломоносова "История русского искусства" И. Э. Грабаря. Его последователи М. И. Козловский: разнообразие жанров. Сюжеты из римской истории. Мифологические образы. Тема героя. Монументальная скульптура Ампирные портреты В. Л. Боровиковского начала XIX века Проблема сохранности и реставрации памятников монументально-декоративной живописи петровского времени ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Д. Трезини – первый архитектор города Петербурга Личность Павла I и его художественные предпочтения И. Г. Таннауэр Градостроительство при Екатерине II. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Ал. В. Квасов. П. Р. Никитин. Н. Легран П. М. Еропкин и деятельность Комиссии о Санкт-Петербургском строении Национальная концепция портретного жанра. Русский портрет XVIII века и рококо Лубок – народная картинка Петербургские архитекторы конца XVIII века: Е. Т. Соколов, Ф. И. Волков, Ф. И. Демерцов. А. Н. Воронихин и замысел Казанского собора Живописная команда Канцелярии от строений. Заказ, организация, система образования
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика