Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Русское искусство XVIII века

Краткий курс лекций по дисциплине
«Русское искусство XVIII века»




СОДЕРЖАНИЕ


И. П. Прокофьев: переплетение барочных и классицистических тенденций на протяжении всего творчества Батальный жанр. М. М. Иванов: акварельные и графические пейзажи. Соединение батального и пейзажного жанров Место "россики" в живописи петровского времени Гравировальный класс Академии художеств. Г. Ф. Шмидт, Е. П. Чемесов Г. Гзель ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Художественный мир русской усадьбы АРХИТЕКТУРА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Воронцовский и Строгановский дворцы в Петербурге Особенности русского бароккоВведение. ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА XVIII ВЕКА СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Изменение приемов письма Ф. С. Рокотова от 1760-х к 1780-м годам Ф. Б. Растрелли – придворный архитектор Анны Иоанновны II. И. Соколов, И. А. Акимов Период с 1917 до середины 1920-х годов Московские барочные интерьеры аннинского времени Круг Ф. Б. Растрелли. А. В. Квасов. С. И. Чевакинский и его Никольский Морской собор в Петербурге Класс "Звериный с птицами и дворовыми скотами" (анималистический) и "Цветов, плодов и насекомых" (натюрморт) Графическое наследие русских живописцев, скульпторов и архитекторов Портрет – главный жанр станкового искусства в России XVIII века. И. Я. Вишняков-портретист Московская школа: гравировальная мастерская при Оружейной палате. А. Шхонебек и П . Пикарт. Братья Зубовы Крепостные художники. И. П. Аргунов "Россика". А. Рослин, Ж.-Л. Вуаль, В. Эриксен, С. Торелли, И. Б. Лампи Старший, М.-Э.-Л. Виже-Лебрен Г. X. Гроот Русский сентиментализм Г. И. Скородумов, А. X. Ритт Актуальные проблемы изучения искусства XVIII века в третьем тысячелетии Архитектурный заказ Павла I. В. Бренна и Михайловский замок Ф. С. Рокотов – глава московской школы портретизма. Расцвет творчества СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Д. Г. Левицкий – художник, запечатлевший в красках "весь Екатеринин век". Парадный и камерный портрет в 1770-е годы. Академия художеств и Д. Г. Левицкий Зодчество первой четверти XVIII века вне столиц Увеличение роли светской культуры в последней трети XVII века Ж.-Б. Леблон и его работы в Петербурге Преображенская серия. Проблема авторства и датировок. Особенности изобразительного языка Провинциальный портрет: отличительные черты. Г. С. Островский Новый жанр в живописном декоре – наддверные панно (десюдепорты) Традиции резцовой графики на меди XVII века. Роль прикладной графики в петровское время: от учебников и глобусов до "книги Марсовой" Приобретение западноевропейских произведений искусства для русских собраний Станковые и монументальные работы Ф. Ф. Щедрина. Античные аллегории (Адмиралтейство) и темы Священного Писания (Казанский собор) Исследование русского искусства XVIII века на современном этапе и центры его изучения Ф. Г. Гордеев. Переосмысление античных сюжетов в его творчестве. Мемориальная пластика Живопись "большого исторического рода" Гравировальная Палата Академии наук Развитие станковой графики: эстамп, резцовая гравюра, офорт Книжная иллюстрация Монплезир Петергофа: живопись и декоративная резьба Ассамблейного зала. Античные мотивы. Декор галерей. Роспись Л. Каравака в Вольере. Дубовый кабинет Большого Петергофского дворца Ф. И. Шубин-портретист. Его монументально-декоративные работы Проблема сохранности и реставрации памятников монументально-декоративной живописи петровского времени Сенатский зал здания Двенадцати коллегий – уникальный памятник барочно-рокайльного интерьера Москва 1730-1760-х годов. Градостроительная и реставрационная деятельность И. Ф. Мичурина. Д. В. Ухтомский – ведущий московский архитектор Частное жилое строительство Графическое наследие И. Ф. Тупылева Пластика малых форм. Медали, монетыПортретная миниатюра Десятилетнее правление Анны Иоанновны. Жизнь двора Наука и искусство в аннинское время А. П. Лосенко – первый русский профессор Академии художеств ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Сращение декоративной скульптуры и архитектуры. Переход от барокко к рокайлю в декоративном убранстве Художественная жизнь: академические выставки, коллекционирование и библиофильство Коронационные альбомы времени Елизаветы Петровны Гравировально-ландшафтный класс Академии художеств под руководством С. Ф. Щедрина. Иностранные граверы в России второй половины XVIII века Ведуты Михаила Махаева и Алексея Зубова: общее и отличие Детские портреты Д. Г. Левицкого конца 1780-х – начала 1790-х годов Л. Токе Личность Павла I и его художественные предпочтения МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Б. К. Растрелли и становление жанров круглой скульптуры в России. Бюст, статуя, скульптурная группа, конный монумент Надгробная скульптура И. П. Мартоса – образец высокого классицизма XVIII века Градостроительство при Екатерине II. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Ал. В. Квасов. П. Р. Никитин. Н. Легран И. И. Фирсов, И. П. Якимов, И. М. Танков – предтечи жанра. Работы Михаила Шибанова на крестьянскую тему Проект М. В. Ломоносова (1764) Изменение соотношения "представители “россики” – отечественные мастера". Творчество Л. Каравака в середине века П. М. Еропкин и деятельность Комиссии о Санкт-Петербургском строении Основание Петербурга и первые градостроительные проекты АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Дворцово-парковые ансамбли. Петергоф, Царское Село Русское палладианство. Дж. Кваренги Довоенное и послевоенное время Костюмированный портрет Д. Г. Левицкого Работы Ф. Б. Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Летний дворец. Аничков дворец Летний дворец Петра I в Летнем саду. Появление новых по назначению интерьеров. Тематика росписи и особенности композиции и техники И. К. Коробов – архитектор Адмиралтейства Особенности и сложность нововведений в духовной жизни страны. Термин "петровское барокко" "История русского искусства" И. Э. Грабаря. Его последователи Петропавловский собор – итог нового видения храмового убранства. Роль А. Матвеева Бытовой жанр Сочетание барочных и классицистических тенденций в пластике на заре зарождения классицизма и в его ранней стадии. Античность в русском восприятии Петр I как реформатор Изображение свадебных пиров в графике петровского времени Первые русские теоретические трактаты по эстетике и теории классицизма, теоретические высказывания архитекторов, "журналы" – отчеты и дневники первых академических пенсионеров Архаизмы и художественная выразительность живописи А. П. Антропова Н. А. Львов Каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны Алексей Зубов – глава петербургской школы графики. Многообразие жанров, отражение триумфальности и победительности петровского времени. А. Зубов и П. Пикарт в Петербурге Особенности русского и западноевропейского классицизма Театрально-декорационная и монументально-декоративная живопись второй половины XVIII века М. И. Козловский: разнообразие жанров. Сюжеты из римской истории. Мифологические образы. Тема героя. Монументальная скульптура Особенности московской архитектуры. М. Ф. Казаков и его школа. Московские усадьбы конца XVIII века Люблино и Останкино Лубок середины XVIII века Рисунки петровского времени Окружение Петра I МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Архитектура Москвы первой четверти XVIII векаПредисловие Мозаики М. В. Ломоносова Роль Андрея Матвеева как главы Живописной команды. Его работа в храме Св. Симеона и Анны и над триумфальными воротами Понятие "Эпоха Просвещения" и русское просветительство. Личность Екатерины II и ее государственная политика Андрей Матвеев – глава живописной команды в 1730-е годы, мастер монументальной живописи и портретист Пейзажный жанр Ф. Я. Алексеев – родоначальник жанра пейзажа. Б. Патерсен Кусково Аллегорические изображения в программе классицизма (1780-е годы) Закупки произведений скульптуры за границей. Венера Таврическая В. И. БаженовЗаключение Триумфальные ворота: аллегорический язык их декора, смешение античных и христианских сюжетов СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Приглашение иностранных художников для работы в России ГРАФИКА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. ГРАВЮРА И РИСУНОК Архитектура аннинского Петербурга. М. Г. Земцов И. Г. Таннауэр Народная картинка – лубок Меншиковский дворец и загородные резиденции. Стрельна. Петергоф. Ораниенбаум. Творчество Н. Микетти Московские и первые петербургские дворцовые интерьеры Комплекс Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря и Андреевский собор в Киеве по проекту Ф. Б. Растрелли. Особенности творческого метода зодчего Миниатюра на эмали: техника, основные художники-миниатюристы петровского времени Барочный интерьер аннинского времени Ф. С. Рокотов – художник-портретист: петербургский период творчества. Рокотов и рококо Пьетро ди Готтардо Гонзага С. Ф. Щедрин: от живописного панно к пейзажу как самостоятельному жанру Ампирные портреты В. Л. Боровиковского начала XIX века Пути становления круглой скульптуры в русской пластике петровской эпохи Классицистический итальянизированный пейзаж Ф. М. Матвеева Особенности архитектуры петровского времени. Проблема стиля ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Д. Трезини – первый архитектор города Петербурга ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Канцелярия от строений в 1750-е годы. Роль И. Я. Вишнякова Лубок – народная картинка Петербургские архитекторы конца XVIII века: Е. Т. Соколов, Ф. И. Волков, Ф. И. Демерцов. А. Н. Воронихин и замысел Казанского собора "Свейская" война Смутное время эпохи дворцовых переворотов Раннепетровское зодчество в конце XVII века ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА В. Л. Боровиковский – "историограф эпохи". Парадные портреты конца 1790-х годов Неосуществленные идеи создания Академии художеств А. Ринальди и его работа в Ораниенбауме. Мраморный дворец Г. И. Скородумов, его роль в отечественной графике Академия художеств: структура, устав, программы "Малые мастера": С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский, Е. Д. Камеженков, К.-Л.-И. Христинек ГРАФИКА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Работы архитекторов Нееловых в парках Царского Села И. Е. Старое. Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Таврический дворец И. А. Ерменев Роль парсуны в становлении портрета как основного жанра живописи Музыкальная и театральная культура в 1730-1750-е годы. Расцвет барокко в искусстве Л. Каравак Меншиковский дворец. Особенности росписи плафона Орехового кабинета: три слоя живописи, вопросы авторства. Общая концепция декора дворца Барокко в архитектуре русской провинции Вторая половина XIX века: роль мемуаристики и эпистолярии. Труды по истории Миниатюра второй половины XVIII века Классификация портретного жанра А. Шлютер и создание резиденции в Летнем саду Место Э. М. Фальконе в русской скульптуре XVIII века. "Медный всадник": история создания, особенности художественного решения Строгий классицизм. Ч. Камерон. Резиденции в Царском Селе (Холодные бани) и Павловске И. А. Берсенев – мастер резцовой гравюры. И. А. Селиванов: техника меццо-тинто Поздние работы В. Л. Боровиковского: портреты и иконы Декоративное оформление Екатерининского дворца в Царском Селе Классицизм – ведущее художественное направление в пластике второй половины XVIII века СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Европейские образцы и мастера (А. Шлютер, Н. Пино, К. Оснер) Творчество первых петровских пенсионеров. Братья Иван и Роман Никитины, их жизненная и творческая судьба Первые попытки описания произведений изобразительного искусства и архитектуры в XVIII веке Портрет в русской живописи второй половины XVIII века Миниатюра на эмали А. Ростовцев и С. Коровин. Фейерверки Правление Елизаветы Петровны. Политика Ранний классицизм. А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен Деламот Творчество Ю. М. Фельтена ГРАФИКА СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА Ф. Б. Растрелли – главная фигура в создании архитектурного облика Петербурга и загородных резиденций. Сложение барочно-рокайльного стиля в интерьере Живописная команда Канцелярии от строений. Заказ, организация, система образования Национальная концепция портретного жанра. Русский портрет XVIII века и рококо Роль Академии наук. Основание Московского университета и Академии художеств. Фигура М. В. Ломоносова Своеобразие развития русской живописи XVIII века "Мирискусники" о XVIII веке В. Л. Боровиковский – портретист и иконописец СКУЛЬПТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА "Панорама Санкт-Петербурга" А. Зубова (1716) Сложение классицистического стиля, его периодизация. Русский сентиментализм Г. И. Угрюмов – реформатор русской исторической живописи в 1790-е годы Первая половина XIX века: от словарей до публикаций в прессе Пенсионерство при Петре I Скульптура Летнего сада П. А. Ротари
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Строительство
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика